18.08.2015

Чтение — это смысловое восприятие устного сообщения. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

Виды чтения

1.    Просмотровое чтение — получение при первичном ознакомлении с новым текстом самого общего представления о нём, о его теме, о круге рассматриваемых вопросов; прогнозирование общего содержания текста. Для получения такой информации иногда бывает достаточно познакомиться с оглавлением книги, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, предложения, графически выделенные в тексте ключевые слова, и т. п. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п., чтобы понять в самых общих чертах, о ч ё м данный текст, а не что именносообщается по тому или иному вопросу.

2.    Ознакомительное чтение — извлечение основной информации из текста. В отличие от просмотрового чтения, при ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тому или иному вопросу. Таким образом, нужно выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно сообщается по данной проблеме.

Степень полноты понимания при ознакомительном чтении — не менее 70% содержащихся в тексте фактов, при условии, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Таким образом, понимание основной информации должно быть точным, а второстепенной — по крайней мере, неискажённым.

Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не менее 120 слов в минуту.

3. Изучающее чтение максимально полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Данный вид чтения используется тогда, когда нужно понять текст до мельчайших подробностей. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Это тщательное, внимательное прочтение текста, который нужно осмыслить и запомнить на длительное время. Именно таким образом мы читаем то, что содержит жизненно важную информацию: письма, инструкции, параграфы учебника, материалы, являющиеся содержанием контрольных работ и экзаменов, и т. п. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, графические символы) и т. п.

Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не ниже 50—60 слов в минуту.

4. Поисковое чтение — быстрое нахождение в тексте конкретных данных (слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т.д.). Подобные сведения читающий ищет, опираясь на представление о том, в каком месте текста может находиться эта информация и как она может быть графически представлена. Данный вид чтения лежит, например, в основе работы со справочной литературой, в том числе и с лингвистическими словарями разных видов. Поэтому поисковое чтение также будет востребовано на экзамене по русскому языку, поскольку, как мы уже отмечали, разрешено пользоваться толковым, орфографическим словарями, а также словарём синонимов.

Кроме указанных видов чтения выделяются и некоторые другие, которые, по сути, являются разновидностью того или иного вида. Так, реферативное чтение — это разновидность изучающего чтения, при котором информационно-смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на последующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата.


03.08.2015

ПАМЯТКА

Как читать текст, чтобы понять его содержание

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Чётко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом.

2. Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

3. Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями (курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.

4. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.

5. Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контрдоводы.

6. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании, а затем проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.

7. При выполнении послетекстовых заданий возвращайтесь к тексту, перечитывайте его полностью или фрагментарно.


15.07.2015

Основные этапы работы с текстом, предназначенным для аудирования и/или чтения

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Предтекстовый этап. До того как текст будет впервые прослушан/прочитан, необходимо осмыслить основную коммуникативную цель, чтобы подчинить ей предстоящую работу. На уроках такая цель, как правило, формулируется учителем, например: определить тему, основную мысль текста, предложить заголовок, установить соответствие текста определённому стилю речи или типу речи, составить план текста, кратко/подробно пересказать его; определить, есть ли логические нарушения в тексте; соответствует ли он указанному названию; сравнить содержание двух или более текстов и т. п.

Коммуникативная цель аудирования и чтения на экзамене задаётся в виде сформулированных заданий. Цель восприятия аудиотекста на традиционном экзамене — это подготовка к письменному изложению. Цель аудирования на экзамене по новой форме — выполнение тестовых заданий. Цель восприятия письменного текста на экзамене по новой форме задаётся содержанием послетекстовых заданий, а также необходимостью использовать прочитанный текст при написании сочинения на указанную тему.

Нужно психологически настроиться на работу, сосредоточиться, чётко сформулировать задачу, которую нужно решить в процессе аудирования/чтения. При этом необходимо внимательно изучить и осмыслить информацию, данную в инструкции и во вступительном слове экзаменатора.

2. Текстовый этап. Это этап непосредственного восприятия и понимания текста, извлечения нужной информации, получаемой в процессе аудирования или чтения.

Сначала охарактеризуем ту работу, которую предстоит выполнить девятикласснику на экзамене при написании изложения. Аудиотекст прослушивают два раза, его восприятие должно быть подчинено главной задаче — письменно передать содержание прослушанного текста, пересказывая его подробно, детально.

Чтобы добиться этой цели, нужно на экзамене использовать все виды аудирования: ознакомительное, детальное и выборочное. Причём все три вида аудирования используются одновременно и в течение сравнительно непродолжительного времени. В этом состоит одна из сложностей экзамена по русскому языку.

В связи с этим нужно учиться уже при первом прослушивании текста одновременно использовать, по крайней мере, два вида аудирования:

1) ознакомительное (восприятие текста в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора);

2) детальное (осознание основных смысловых блоков текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от установки на заявленный в экзамене вид изложения).

Следовательно, уже при первом слушании исходного текста нужно следить за его содержанием, определить тему; если дан заголовок, то найти соответствие между ним и темой текста (оно может быть прямым, переносным или опосредованным). Необходимо проникнуть в суть текста, то есть понять его основную мысль; определить ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль, чтобы в дальнейшем при пересказе сохранить их. И наконец, необходимо следить за логической связью отдельных микротем и запомнить их последовательность.

При этом надо иметь в виду и то, что уже при первом прослушивании текста следует обращать внимание не только на содержание, но и на структуру и языковое оформление: как начинается текст (каков его зачин), как завершается (какова его концовка); какие языковые средства (лексические, грамматические) используются автором для выражения своего отношения к изображаемому, как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используются в тексте выразительные средства, например лексический повтор, синонимы и т. д.

Чтобы справиться с такой сложной работой, уже при первом чтении ученик должен готовить рабочий материал: составлять список ключевых слов или план текста — лучше тезисный, с использованием лексики (слов, речевых оборотов) исходного текста. Причём материал лучше оформлять не обычным способом: между смысловыми фрагментами записи лучше оставлять большие интервалы, которые при вторичном прослушивании могут заполняться разного рода уточняющими сведениями, а в дальнейшем в процессе работы с черновиком могут быть дополнены, расширены, исправлены и отредактированы.

Слушая текст второй раз, ученики уточняют, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обращают особое внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, время действия и др. Таким образом, применяются элементы выборочного аудирования, когда ученик, помимо основной установки на детальное прослушивание и осмысление текста, ставит вполне определённую цель, например, уточнить не до конца понятый фрагмент текста, отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратил внимание при первом чтении; отмечает выразительные языковые приёмы, которыми пользуется автор, и т. п.

В черновике может возникнуть запись, состоящая из ключевых слов, словосочетаний, наиболее ярко выражающих своеобразие авторского стиля, отношение, оценку изображаемого; возможно использование условных графических обозначений (приём элементарного кодирования, позволяющего графически представить логико-смысловую структуру аудируемого текста).

3. Послетекстовый этап. В зависимости от поставленной задачи выполняется та или иная работа на основе прослушанного или прочитанного текста: на традиционном экзамене — на основе прослушанного текста, а на экзамене, проводимом по новой форме, — на основе двух текстов — прочитанного и прослушанного. Подготовительная работа может быть весьма разнообразной: ответы на поставленные вопросы или задания по тексту; устный или письменный пересказ исходного текста (подробный или сжатый); высказывание собственного мнения по затронутым в тексте проблемам; дополнение текста необходимой информацией (например, иллюстративным языковым материалом); формулирование собственных вопросов по тексту; сравнение содержания двух и более текстов и формулирование соответствующих выводов; составление плана текста (простого, сложного, тезисного); изложение содержания текста в виде конспекта, аннотации, резюме, реферата, рекламы и т.п. На экзамене послетекстовый этап связан с созданием собственного речевого высказывания: изложения или сочинения.


03.07.2015

ПАМЯТКА

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания. Чётко сформулируйте цель аудирования и старайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом.

2. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя логико-смысловую схему текста, на основе которой запишите его план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям и мыслям.

3.Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего аудиотекста.


01.07.2015

ПАМЯТКА

Как писать подробное изложение

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.

2. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).

3. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.

4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.

5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а)         точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б)         соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

в)         соблюдение лексических и грамматических норм;

г)         орфографическое и пунктуационное оформление текста.

6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


13.06.2015

ПАМЯТКА

Как писать сжатое изложение

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

3. Определите значение непонятных слов (по словарю).

4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения:

- передача только основной информации текста;

- краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).

6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а)         точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б)         соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в)         соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г)         соблюдение лексических и грамматических норм;

д)         орфографическое и пунктуационное оформление текста.

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


02.06.2015

ПАМЯТКА

Как писать сочинение

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и «отправной точкой» своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.

2. Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между тезисами, отраженными в плане.

3. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.

4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.


15.05.2015

ПАМЯТКА

Как писать сочинение-рассуждение

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: основная мысль — аргументы (доказательства) — вывод.

2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составьте план сочинения, отразив в нём количество и содержание аргументов.

3. Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.

4. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею, сформулированную в первой части.

5. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

6. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.


07.05.2015

Памятка

Работа с черновиком

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как ее исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.

4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.


02.05.2015

ПАМЯТКА

Как редактировать текст изложения и сочинения

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Проанализируйте содержание изложения:

- для подробного изложения: полностью ли отражено содержание исходного (прослушанного или прочитанного) текста; достаточно ли точно переданы факты, нет ли ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершённостью;

- для сжатого изложения: точно ли передано содержание исходного (прослушанного или прочитанного текста); удачно ли использованы приемы сжатия текста, нет ли лишних деталей, ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершенностью.

2. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли чётко выражена связь между ними; правильно ли членится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.

3. Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных (не забываем на этом этапе пользоваться словарями разных видов).

4. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; добавляем или, наоборот, исключаем средства эмоциональной выразительности речи в соответствии со стилистической задачей.

5. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила; проверяем употребление прописной буквы в именах собственных; разбираем предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.


24.04.2015

ПАМЯТКА

Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

Содержание текста

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Отражение чёткой позиции учащегося по рассматриваемому вопросу.

3. Полнота раскрытия темы. Для сжатого изложения — применение оправданных способов сжатия текста.

4. Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развертывание по плану); правильность выделения абзацев.

5. Достоверность фактического материала (в изложении — передача содержания исходного текста без искажений).

6. Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу и стилю речи.

Речевое оформление текста

7. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений).

8. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

9. Уместное использование выразительных языковых средств.

10. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).


05.04.2015

Основные виды ошибок в устных и письменных высказываниях

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

 

Виды ошибок

В чём заключается ошибка

 

В устной и письменной речи

 

Ошибки в содержании речевого высказывания (построение текста)

•        тема не понята или раскрыта недостаточно,
неполно

•        основная мысль не осознана или проведена
недостаточно чётко и последовательно

•        неясно выражена позиция автора

•        речь недостаточно доказательна (не аргументировано мнение автора)

•        содержание исходного текста передано с искажениями, с фактическими ошибками

•        при написании сжатого изложения не использованы приемы сжатия текста

•        допущены логические ошибки (нарушена
последовательность изложения мыслей)

•        нарушено абзацное членение текста

•        нарушена смысловая и грамматическая связь
предложений текста

•        высказывание не соответствует заданной
речевой ситуации (адресат, место и условия
общения), сфере общения

•        нарушены требования к оформлению текста
в рамках заданного типа речи (например,
рассуждения), жанра

 

Речевые ошибки

•        нарушены требования к оформлению текста
в рамках заданного жанра

•        неточно или непонятно выражена мысль

•        употребление слова не соответствует его
лексическому значению

•        употреблено лишнее слово

•        неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения

•        нарушение в употреблении этикетных слов

•        неправильно сочетаются слова

•        употреблены слова, выходящие за рамки
современного литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);

•        употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания

 

Грамматические ошибки

•        неправильно образовано слово

•        слово употреблено не в той форме

•        неправильно построено словосочетание

•        неправильно построено предложение

 

Только в письменной речи

Орфографические ошибки

• допущены ошибки в написании слов

Пунктуационные ошибки

• неправильно поставлены знаки препинания

Только в устной речи

Орфоэпические ошибки

•        неправильно произнесено слово

•        неправильно сделано ударение в слове

Интонационные ошибки

•        нарушения интонационных норм русского
языка

•        интонационная невыразительность речи

•        интонация высказывания не соответствует
коммуникативной цели речи

Ошибки в использовании невербальных средств общения

• неуместное использование мимики, жестов

 


09.03.2015

План текстоведческого анализа

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Объясните значение выделенных слов (с помощью описательного оборота или подбора синонимов).

3. Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста.

4. Определите тип речи (или сочетание типов речи в данном тексте).

5. Установите принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

6. Приведите 2-3 примера разных средств связи предложений в тексте.

7. Укажите, какие языковые средства выразительности использованы в тексте.

8. Озаглавьте текст.


04.02.2015

План лексического разбора слова

(ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.)

1. Сформулировать лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).

2. Указать, в прямом или в переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то определить вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

3. Выяснить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.

4. По словарю определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.


15.01.2015

Как выполнить задание «Докажите, что это текст»

(Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс: Учебное пособие /Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2004.)

Текст для анализа

Какова же главная мысль, главная идея «Евгения Онегина»? Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею...

Когда читаешь «Евгения Онегина», кажется сначала, что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно.

Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина...

Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Или они гибнут, как Ленский, или же продолжают жить без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчают им жизнь. (С. Бонди)

Задание к тексту

Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) осуществляется смысловая связь между предложениями?

Вариант ответа

Перед нами несколько предложений, связанных между собой по смыслу и с помощью лексических и грамматических средств. Это придает тексту единство, связность: отдельные предложения, абзацы как бы образуют «словесную ткань», когда «одно вытекает из другого».

Анализируя основные средства связи между предложениями в тексте, отметим

Лексические:

1. Наличие слов одной тематической группы:

литературные понятия: идея произведения, роман, автор, действующие лица, характерные типы

имена действующих лиц романа: Онегин, Татьяна, Ленский

картины русской жизни: , эпоха, представители дворянского общества, изображение действительности, жизненная правда, обыватели, посредственности, самодовольные пошляки, положение в обществе, богатство

2. Наличие однокоренных слов:

читаешь — читатель; характерные —характеры; жизнь — жизненная;

3. Синонимы (в том числе и контекстуальные): мысль — идея (произведения); показывает — развертывает —рисует — изображает; неправильно — нехорошо (об устройстве жизни); обыватели — посредственности

4. Антонимы (в том числе и контекстуальные): счастливые — несчастные; самодовольные пошляки — благородные; продолжают жить — гибнут

5. Лексические повторы: показывает нам, развертывает перед нами; всмотреться в ту жизнь, вдуматься в ту правду; главная мысль, главная идея

Грамматические:

1. Морфологические

а) местоимения: этот (указат. мест.); себя (возврат, мест.); ничего (отрицат. мест.); свой (притяжат. мест.); он (личн. мест.) и др.

Личные местоимения замещают в тексте имена существительные, таким образом это позволяет автору избежать повторов.

Некоторые отрицательные местоимения выполняют в тексте выделительную функцию:

Автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи не вкладывал.

Подобную функцию выполняют и указательные местоимения

Всмотреться в ту жизнь..., вдуматься в ту правду...

б) глаголы:

Видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм:

Показываетразнообразные картины русской жизни.

Развертывает судьбы разных людей. (несов. вид; наст, вр.)

в) служебные слова (частицы, союзы)

Частицысообщают лексическим и синтаксическим единицам различного рода добавочные оттенки и значения, служат для связи предложений в тексте.

Частица же повторяется в этом тексте, в ряде случаев выполняя функцию союза.

Союзыиспользуются не только для связи слов в предложениях с однородными членами, не только для связи простых предложений в составе сложного, но и как средство связи отдельных предложений в тексте.

г) вводные слова: Кажется, словом и др.

Вводные слова показывают степень уверенности говорящего в реальности, достоверности того, о чем он сообщает. Они вносят в текст модальное значение.

Синтаксические:

Синтаксический строй текста характеризуется разнообразием (предложения разные по цели высказывания, эмоциональной окраске (есть восклицательные предложения), простые и сложные предложения с разными видами связи (большая часть предложений — сложные). В то же время мы можем говорить о единстве синтаксического строя текста, что сообщает ему ту интонацию, которая подчеркивает целостность, единство, связность текста как речевого произведения. Это помогает нам при выразительном чтении избегать монотонности, правильно находить те слова, те сочетания слов, которые мы выделяем интонационно, т.к. на них падает логическое ударение. Особая роль принадлежит порядку слов.

Нужно отметить особую роль вопросительного предложения в начале текста. Именно эта синтаксическая конструкция задает тему всему тексту. Рассуждение автора сводится к раскрытию и рассмотрению данного вопроса. Вопросительное предложение, которым открывается текст-рассуждение, ставит перед читателем проблему, которую он решает и анализирует вслед за автором.

Этот текст можно разделить на несколько самостоятельных частей, связанных между собой единой темой:

Вступление

постановка проблемы;

отрицание одного из вариантов рассмотрения данной проблемы.

Основная часть

• пояснение к отвергнутому варианту рассмотрения проблемы с опорой на первоначальное впечатление от прочтения романа Пушкина «Евгений Онегин»;

• убедительное доказательство основной мысли автора

Выводы

Раскрытие основного вопроса, главной идеи романа.


22.12.2014

Комплексная работа с текстом (Некоторые рекомендации и образцы)

(Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс: Учебное пособие /Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2004.)

Примерные вопросы и задания

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие — на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

Если анализируется художественный текст, то укажите средства художественной изобразительности. Как реализуются в этом художественном тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т. д.).

14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Эти вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:

1) Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.

2) Какова роль в этом тексте односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?

3) Какова роль вводных слов?

4) Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение, оценку?

5) Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в этом тексте является оправданным. И т. д.


18.11.2014

Лексический разбор слова (Примерный план и образец)

(Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс: Учебное пособие /Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2004.)

Примерный план лексического разбора слова:

1. Каково лексическое значение слова? В прямом или переносном значении оно употреблено?

2. Однозначное это слово или многозначное?

3. Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

4. Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

5. Дополните лексический разбор ответом на вопрос об особенностях употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).

Образец лексического разбора слова, выделенного цифрой 5.

Вся комната янтарным 5 блеском озарена. (А. С. Пушкин)

Слово янтарный употребляется здесь в переносном значении. В словаре указываются и прямое, и переносное значение этого многозначного слова:

1. Сделанный из янтаря — окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье.

2. Золотисто-жёлтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы.

3. К слову янтарный, употребленному в переносном значении, можно подобрать синонимы: золотой, золотистый, золотисто-желтый.

В строке из стихотворения А.С. Пушкина ни один из этих синонимов не мог бы заменить слово янтарный, которое удивительно точно передает то особенное освещение, которое бывает в морозный солнечный день, и восприятие автором изображаемой обстановки.

5. В переносном значении янтарный обычно употребляется в произведениях художественной литературы.


10.10.2014

Лексический разбор текста

(Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс: Учебное пособие /Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2004.)

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо:

1) найти в тексте: ключевые слова (словосочетания); слова, употребленные в переносном значении; синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.), заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские); профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

2) объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;

3) уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

4) подобрать к некоторым словам синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

5) провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

6) показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами, обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств.

Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

Средства художественной изобразительности

Звуковые средства: благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы (повтор сочетаний звуков), звуковой символизм, ритм и интонация.

Словесные средства:

ТРОПЫ: эпитет, сравнение, аллегория, перифраз (перифраза), метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония;

ФИГУРЫ РЕЧИ: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.

Сравнение как одно из средств художественной изобразительности и способы его выражения

Сравнение — это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

 Сравнение выражается: существительным в творительном падеже, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто; при помощи слов подобный, похожий; фразеологическим оборотом; существительным в именительном падеже в роли именной части сказуемого или приложения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по- ...ому, по- ...ему, по- ..и; сложноподчиненным предложением с придаточным сравнения (союзы: как, как будто, будто, точно, словно, что).

Сравнение может быть простым, развернутым, отрицательным.


08.08.2014

Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)

(Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс: Учебное пособие /Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2004.)

  • Однотематическая лексика (слова на одну тему)
  • Лексический повтор
  • Синонимы (в том числе контекстуальные)
  • Антонимы (в том числе контекстуальные)
  • Союзы
  • Местоимения
  • Наречия
  • Видовременная соотнесенность глагольных форм (грамматический повтор)
  • Числительные
  • Частицы
  • Вводные слова
  • Структурная соотнесенность предложений
  • Порядок слов в предложениях
  • Интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте)