05.05.2015
Проектная деятельность
(А.Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013)
Проект означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.
Типы проектов:
1) научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;
2) социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;
3) образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.
№ п/п |
Проектный продукт
|
|
1 |
Мультимедийный продукт: |
презентация, видеоклип, веб-сайт и т.д. |
2 |
Научные или учебные материалы:
|
доклад, статья, сравнительно-сопоставительный анализ какого-то явления и т.д., отчет об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опроса, словарь, тесты, атлас, карта, учебное пособие. |
3 |
Публицистические материалы: |
стенгазета, журнал, заметка, интервью и т.д. |
4 |
Нормативные документы: |
инструкция, законопроект, система школьного самоуправления. |
5 |
Творческий продукт: |
сборник стихотворений, литературный альманах, альбом с иллюстрациями, картина, театральная постановка. |
6 |
Мероприятия: |
экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина, КВН и т.д., выставка, пресс-конференция, литературное кафе. |
Этапы проектной деятельности
№ п/п |
Этап |
Содержание |
1 |
Подготовительный |
Определение темы, целей проекта и конечного продукта. |
2 |
Планирование |
|
3 |
Реализация проекта |
|
4 |
Презентация (представление) проекта |
|
5 |
Осмысление и оценка проекта |
|
19.10.2014
Программа исследовательской работы
(С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011, с.15-19)
Этапы и задачи работы |
Форма занятий |
Деятельность руководителя |
Деятельность учащихся |
1. Предварительный Определение готовности к исследовательской работе по русскому языку |
Различные формы работы: от неформального общения до школьной предметной олимпиады |
Подбор письменных и устных заданий исследовательского характера, вопросов для выявления знаний, способностей и интересов, уровня развития языковой личности учащихся. Определение круга проблем в изучении русского языка, в котором учащиеся высказали свою заинтересованность |
Выполнение заданий исследовательского характера, получение навыков самостоятельного анализа языкового материала. Рефлексия на тему личных интересов и склонностей (увлечения, круг чтения, любимые предметы и виды деятельности) |
Формирование общих представлений об исследовательской и проектной работе по русскому языку |
Лекция, беседа |
Рассказ руководителя об особенностях изучения русского языка через проектную и исследовательскую работу |
Получение основных представлений об исследовательской и проектной работе по русскому языку. Формирование позитивного отношения к новым видам работы |
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке, достижениях лингвистической науки в определенном направлении |
Семинарские занятия, самостоятельная внеклассная работа (чтение лингвистической литературы) |
Подбор научно-популярной литературы по конкретным проблемам изучения русского языка, использованию лингвистических методов исследования; организация обсуждения этих работ. Подбор заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке на интересном для учащихся языковом материале |
Чтение и обсуждение научно-популярной литературы по проблемам изучения русского языка. Выполнение заданий и и задач на систематизацию теоретических знаний о языке |
Развитие речевой и языковой рефлексии |
Самостоятельная внеклассная работа (ведение записей), семинарские занятия |
Вовлечение в исследовательскую деятельность по русскому языку через задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, речевую и языковую рефлексию |
Самостоятельные наблюдения за речевым поведением (собственным и окружающих), подбор языкового материала по конкретной проблеме из разных источников, его письменное фиксирование в записной книжке или дневнике исследователя (по выбору) |
2. Выбор проблемы исследования Формирование исследовательских групп (для групповых проектов) |
Коллективное, групповое (для групповых проектов) или индивидуальное обсуждение темы исследования (консультация) с научным руководителем |
Организация обсуждения возможных проблем исследования, выбранных учащимися самостоятельно и/ или предложенных руководителем, помощь в формулировании темы исследования; помощь в формировании групп |
Ориентация в выборе проблемы исследования, формулирование темы, объединение в группы (для групповых проектов) |
3. Изучение литературы по теме Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой |
Практическое занятие, самостоятельная работа в библиотеке с бумажными электронными носителями информации |
Демонстрация основных приёмов поиска информации по интересующей теме, организация практического занятия (при возможности в библиотеке или компьютерном классе); помощь при подборе научной и научно-популярной литературы по теме исследования |
Составление библиографии по теме, разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование |
4. Целеполагание Формирование исследовательских умений формулировать тему, гипотезу, ставить цели и задачи исследования, определять метод в зависимости от объекта исследования |
Индивидуальная или групповая (для групповых проектов) консультация с научным руководителем |
Консультирование учащихся по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по выбору метода проведения исследования с опорой на изученную лингвистическую литературу |
Уточнение формулировки темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определения метода в зависимости от объекта исследования с опорой на изученную лингвистическую литературу, подготовка к сбору языкового материала или проведению лингвистического эксперимента |
5. Сбор языкового материала или постановка лингвистического эксперимента. Освоение лингвистических методов сбора материала |
Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся (возможно, на экскурсии, в экспедиции и т.д.) |
Консультирование учащихся по методике сбора языкового материала |
Сбор языкового материала или проведение лингвистического эксперимента, фиксирование полученных данных |
6. Анализ и обработка полученного языкового материала Обучение лингвистическим методам исследования |
Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся |
Консультирование учащихся по вопросам лингвистического анализа полученного материала |
Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного языкового материала, работа над созданием проектного продукта |
7. Обобщение результатов анализа собранного материала, формирование умения делать выводы на основе полученных результатов |
Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся |
Консультирование, помощь учащимся при обобщении и выборе способов представления результатов исследования |
Систематизация и обобщение результатов работы; представление результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм (в исследовательской работе), работа над созданием проектного продукта (в проекте) |
8. Создание текста Практическое овладение учебно-научным стилем речи |
Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся |
Консультирование, помощь в оформлении работы, композиционной, стилистической правке текста |
Написание текста учебно-исследовательской работы и работа над созданием проектного продукта (в исследовательском проекте) |
9. Редактирование текста Развитие навыков редактирования |
Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся |
Консультирование, помощь в правке аннотации и тезисного плана исследования. Организационная работа (подача заявки, организация поездки на конференцию или участия в школьном мероприятии) |
Редактирование и оформление работы, различные виды «свёртывания» и «развёртывания» текста, составление тезисного плана |
10. Подготовка к представлению и представление результатов работы. Обучение созданию и проведению презентации |
|
Консультирование по отбору материала и устной защите работы, организация пробного выступления с обсуждением представленной работы. Организация поездки на конференцию или представления работы в школе |
Отбор материала и подготовка к устной публичной защите исследования, выступление на конференции; общение на лингвистические темы (в форме монолога, диалога, диспута) |
11. Оценка и самооценка работы Рефлексия над продуктом и результатом исследовательской деятельности |
Групповое обсуждение, обмен мнениями по поводу проделанной работы, полученных впечатлений и приобретённого опыта. Анкетирование |
Побуждение учащихся к рефлексии над проделанной работой через обсуждение или анкетирование. Обсуждение перспективных планов. Педагогическая рефлексия |
Рефлексия на продукт и результат проведенной работы |