05.05.2015

Проектная деятельность

(А.Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013)

Проект означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.

Типы проектов:

1) научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

2) социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

3) образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

 

№ п/п

Проектный продукт

 

 

1

Мультимедийный продукт:

презентация, видеоклип, веб-сайт и т.д.

2

Научные или учебные материалы:

 

доклад, статья, сравнительно-сопоставительный анализ какого-то явления и т.д., отчет об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опроса, словарь, тесты, атлас, карта, учебное пособие.

3

Публицистические материалы:

стенгазета, журнал, заметка, интервью и т.д.

4

Нормативные документы:

инструкция, законопроект, система школьного самоуправления.

5

Творческий продукт:

сборник стихотворений, литературный альманах, альбом с иллюстрациями, картина, театральная постановка.

6

Мероприятия:

экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина, КВН и т.д., выставка, пресс-конференция, литературное кафе.

 

Этапы проектной деятельности

 

№ п/п

Этап

Содержание

1

Подготовительный

Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

2

Планирование

  • Уточнение количества участников.
  • Формирование групп.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение источников информации.
  • Ознакомление с критериями оценки результатов.
  • Составление оптимального плана работы.

3

Реализация проекта

  • Сбор и обработка информации.
  • Решение возникающих вопросов и проблем.
  • Корректирование планирования (при необходимости).
  • Оформление документации проекта.

4

Презентация (представление) проекта

  • Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии).
  • Ответы на вопросы.
  • Интерпретация полученных результатов.

5

Осмысление и оценка проекта

  • Подведение итогов.
  • Оценка итоговых и промежуточных результатов.
  • Самоанализ работы в группах.

19.10.2014

 

Программа исследовательской работы

(С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы:

пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011, с.15-19)

 

Этапы и задачи работы

Форма занятий

Деятельность руководителя

Деятельность учащихся

1. Предварительный

Определение       готовности к исследовательской рабо­те по русскому языку

Различные формы  работы: от   неформального   общения до школьной предмет­ной олимпиады

Подбор      письменных      и устных   заданий    исследовательского        характера, вопросов   для    выявления знаний,     способностей     и интересов,     уровня     развития  языковой   личности учащихся.        Определение круга проблем в изучении русского языка,  в котором учащиеся   высказали   свою заинтересованность

Выполнение   заданий    исследовательского       характера,    получение   навыков самостоятельного      анализа языкового    материала. Рефлексия на тему личных интересов   и   склонностей (увлечения,    круг    чтения, любимые предметы и виды деятельности)

Формирование          общих представлений    об    исследовательской   и   проектной работе по русскому языку

Лекция, беседа

Рассказ    руководителя    об особенностях изучения русского языка  через  проектную  и   исследовательскую работу

Получение основных представлений    об   исследовательской    и   проектной   работе по   русскому   языку. Формирование  позитивного отношения к новым видам работы

Систематизация,   расширение   и   углубление  знаний о языке, достижениях лингвистической науки в определенном направлении

Семинарские   занятия,   самостоятельная внеклассная работа   (чтение лингвистической литературы)

Подбор научно-популярной литературы по конкретным проблемам   изучения   русского языка,    использованию  лингвистических   методов исследования;  организация обсуждения   этих работ. Подбор заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке на интересном для учащихся языковом материале

Чтение  и  обсуждение  научно-популярной литературы по проблемам изучения русского языка. Выполнение заданий и и задач на систематизацию теоретических знаний о языке

Развитие речевой и языковой рефлексии

Самостоятельная  внеклассная работа (ведение записей), семинарские занятия

Вовлечение в исследовательскую деятельность по русскому языку через задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, речевую и языковую рефлексию

Самостоятельные наблюдения за речевым поведением (собственным и окружающих),   подбор  языкового материала   по   конкретной проблеме   из   разных  источников,   его   письменное фиксирование  в  записной книжке  или  дневнике  исследователя (по выбору)

2. Выбор  проблемы   исследования

Формирование  исследовательских  групп  (для  групповых проектов)

Коллективное,      групповое (для   групповых   проектов) или   индивидуальное   обсуждение темы исследования (консультация) с научным руководителем

Организация обсуждения возможных проблем исследования, выбранных учащимися самостоятельно и/ или предложенных руководителем, помощь в формулировании темы исследования; помощь в формировании групп

Ориентация в выборе проблемы исследования, формулирование темы,   объединение   в   группы   (для групповых проектов)

3. Изучение   литературы по теме

Формирование     практических навыков   работы   со справочной и научной литературой

Практическое           занятие, самостоятельная        работа в библиотеке с бумажными электронными   носителями информации

Демонстрация       основных приёмов    поиска    информации по    интересующей теме, организация практического занятия  (при  возможности    в    библиотеке или    компьютерном    классе);  помощь при  подборе научной и научно-популярной литературы   по   теме исследования

Составление       библиографии по теме, разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование

4. Целеполагание

Формирование  исследовательских умений формулировать тему,  гипотезу, ставить цели и задачи исследования, определять метод в  зависимости  от объекта исследования

Индивидуальная или групповая (для групповых проектов)   консультация  с научным руководителем

Консультирование   учащихся по вопросам формулирования темы,    гипотезы, понимания  целей  и  задач работы, по выбору метода проведения    исследования с   опорой    на    изученную лингвистическую     литературу

Уточнение       формулировки темы,  гипотезы,  постановки целей   и  задач  исследования,     определения метода      в      зависимости от   объекта    исследования с   опорой    на    изученную лингвистическую   литературу,    подготовка    к    сбору языкового   материала   или проведению    лингвистического эксперимента

5. Сбор   языкового   материала или   постановка лингвистического   эксперимента.

Освоение   лингвистических методов сбора материала

Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная        работа учащихся    (возможно,    на экскурсии,    в    экспедиции и т.д.)

Консультирование  учащихся по методике сбора языкового материала

Сбор языкового материала или   проведение   лингвистического эксперимента, фиксирование   полученных данных

6. Анализ   и   обработка полученного     языкового материала

Обучение лингвистическим методам исследования

Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная        работа учащихся

Консультирование   учащихся по вопросам лингвистического анализа  полученного материала

Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного языкового материала, работа над созданием проектного продукта

7. Обобщение   результатов анализа   собранного материала,   формирование умения делать  выводы  на основе полученных результатов

Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная         работа учащихся

Консультирование,  помощь учащимся  при  обобщении и  выборе  способов  представления результатов исследования

Систематизация и обобщение результатов    работы; представление   результатов в  виде таблиц,   графиков, диаграмм    (в    исследовательской работе),    работа над созданием  проектного продукта (в проекте)

8. Создание текста

Практическое      овладение учебно-научным        стилем речи

Самостоятельная  групповая (в групповом проекте) или индивидуальная        работа учащихся

Консультирование,  помощь в     оформлении     работы, композиционной, стилистической правке текста

Написание   текста   учебно-исследовательской   работы и   работа   над   созданием проектного продукта (в исследовательском проекте)

9. Редактирование текста

Развитие навыков редактирования

Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная        работа учащихся

Консультирование,  помощь в  правке аннотации  и тезисного плана   исследования.  Организационная  работа (подача заявки, организация   поездки   на   конференцию   или     участия в школьном мероприятии)

Редактирование и оформление работы, различные виды «свёртывания» и «развёртывания» текста, составление тезисного плана

10. Подготовка   к   представлению и представление результатов работы.

Обучение созданию и проведению презентации

 

Консультирование по отбору материала   и   устной защите   работы, организация пробного выступления с   обсуждением   представленной работы. Организация поездки   на   конференцию или представления работы в школе

Отбор материала и подготовка к устной публичной защите   исследования,  выступление на конференции; общение   на  лингвистические темы (в форме монолога, диалога, диспута)

11. Оценка и самооценка работы

Рефлексия   над   продуктом и   результатом   исследовательской деятельности

Групповое         обсуждение, обмен мнениями по поводу проделанной    работы, полученных впечатлений и приобретённого опыта. Анкетирование

Побуждение учащихся к рефлексии над   проделанной работой через обсуждение или  анкетирование. Обсуждение      перспективных планов.    Педагогическая рефлексия

Рефлексия   на   продукт   и результат проведенной работы