04.12.2015

«Символика государства. Герб, флаг, гимн России»

        Цель: развитие чувства уважения и любви к символам своей страны, расширение и углубление знаний по истории их создания.

        План: 1. Вступление. 2. Герб. 3. Флаг. 4. Гимн России

            Вступление

                Каждому человеку хорошо должны быть известны флаг, герб, гимн родной страны. Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер. Каково же толкование символов нашей страны? Как они создавались? На эти и другие вопросы мы ответим в нашей беседе.

                Герб

                Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на флагах, макетах и печатях. Герб является официальной эмблемой государства. Герб – геральдический символ государства. Геральдика – это описание гербов и их истории.

                Историческая справка

                Российский герб в виде двуглавого орла имеет почти полутысячелетнюю историю. Впервые официальное изображение двуглавого орла появилось на печати Великого князя московского Ивана III. Выдающийся российский историк Николай Карамзин считал, что символика национального герба берёт начало именно от этой печати. Иван III в 15 веке заимствовал двуглавого орла из Византии после своего брака с Софьей, племянницей последнего византийского императора Константина, погибшего при взятии турками столицы империи Константинополя. Кстати, тело Константина было опознано именно по золотым орлам на его сапожках - двуглавый орёл был его родовым гербом. Поместив византийского орла на свою печать, Иван III хотел показать значимую связь власти московских государей с Византией. Так, двуглавый орёл прижился на Руси, даже полюбился и утвердился на многие века.

                Символика двуглавого орла, одна голова которого обращена на Запад, другая – на Восток, удачно пошла России, соединившей две части света: Европу и Азию.

                В течение веков менялись рисунок и цвет флага. Февральской революцией 1917 года была свергнута монархия – верховная власть царя. Двуглавый орёл лишился отличительных черт такой власти: корон, скипетра и державы. Но остался служить Демократической Республике России. И только в 1918 году правительство В. И. Ленина заменило его советским гербом с серпом и молотом – символом союза рабочего класса и крестьянства.

                Указом Президента России Б. Ельцина от 30 ноября 1993 года введён новый Государственный Герб, где двуглавый орёл вновь взлетел над Россией, осеняя её своими крыльями.

                Как менялся Российский Герб

                На печати 1497 года двуглавый орёл изображён с опущенными крыльями и с короной на каждой голове.

                Во времена Ивана Грозного на груди орла был помещён щиток с гербом московским – святым Георгием, поражающим змея.

                В начале 17 века между двумя коронами, украшавшими головы орла, появился православный крест. А с 1625 года он заменяется третьей короной.

                Во времена царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, в когтях орла появился скипетр и держава. Три короны теперь символизировали Святую Троицу, а эмблемы трёх государств – Казахского, Астраханского и Сибирского – обозначали их вхождение в состав России.

                К концу 17 века крылья птицы поднялись вверх.

                После 1699 года орёл окружается цепью только что учреждённого ордена Андрея Первозванного.

                В 1800 году император Павел Первый был избран членом Мальтийского ордена. Под щитком герба сразу появился мальтийский крест. После смерти Павла Первого он сразу исчез.

                В 1830 году при Николае Первом на распущенных крыльях орла появились щиты гербов важнейших областей государства и вошедших в него царств.

                В 60-е годы 19 века всадника на щитке, украшавшем грудь орла, развернули слева направо.

                В последний раз образец Государственного Герба был утверждён 2 ноября 1882 года : над орлом появились навес из тяжёлой горностаевой мантии, лавровые ветви и развевающиеся кисти знамён. Добавилось изображение шлема святого Александра Невского. На нём было начертано: «С нами Бог». Шлем венчался ещё и императорской короной. Она была четвёртой в изображении.

                Таким он просуществовал до начала 1917 года, когда двуглавый орёл сначала потерял все короны, мантии, шлемы и т. д., а затем и сам исчез из государственных символов.

                Ответьте на вопросы.

                1. Что такое Государственный Герб России?

                2. Какие качества национального характера символизирует собой гордый, независимый орёл в представлении русского народа?

                Флаг

                Флаг – это прикреплённое к древу полотнище (обычно определённого цвета).

                Из глубины веков пришёл в наши дни нынешний Российский Государственный Флаг. Он бело-сине-красный. Именно он символизирует нашу Родину с её непростой судьбой и её очень славным прошлым.

                Откуда же взялись эти три цвета Российского Флага?

                В 17 веке по указу царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Дединове начали строить военный корабль «Орёл». По мнению царя, для изготовления морских знамён и вымпелов требуются ткани, имеющие цвета: красный, белый, голубой. Таким образом, цветовая гамма российского знамени уходит в допетровские времена.

                Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на равные части – крыши. Первый и четвёртый были белые, второй и третий – красные.

                Как же появился знакомый каждому из вас бело-сине-красный флаг, вновь ставший недавно Государственным Флагом России?

                Летом 1693 года молодой царь Пётр Алексеевич направился из Москвы в далёкий Архангельск, чтобы посетить Соловецкий монастырь. Но скоро цель, ради которой благословила его в неблизкий путь мать-царица, была оставлена. Впервые в жизни Пётр увидел морские корабли и позабыл обо всём. Несколько гружёных русским товаром английских и голландских парусников готовились к отплытию. И молодой царь непременно решил проводить их в море. Так, Пётр был навсегда покорён морской стихией. Но ещё больше поразили его огромные суда.

                Ветер хлопал парусами и большими красивыми флагами, поднятыми на мачтах и кормовых флагштоках. Флаги были просты по рисунку, не утяжелены надписями и картинками. Почти сразу после проводов Пётр принял решение – строить два корабля для своего флота. Позднее в кафедральном соборе Архангельска были найдены 3 флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – его называли «флаг царя московского» - и два поменьше.

                «Флаг царя московского» был сшит из специальной флажной материи. Полотнище его разделялось на 3 горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная.

                Создавая новый флаг, Пётр сохранил российские геральдические традиции. Цветовую гамму он взял со старого крестового флага, который почти за полвека до этого развевался на «Орле».

                По мнению известного учёного-флаговеда Н. Семеновича, Пётр позаимствовал эти цвета у древнего герба Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле – основные цвета этого древнего символа Москвы. Похоже, именно здесь лежит разгадка российской национальной цветовой гаммы.

                С 22 августа 1991 года флаг имеет статус Государственного Флага Российской Федерации.

                Ответьте на вопросы

                1. Что для вас означает слово «флаг»? 2. Расскажите историю российского флага. 3.Какой скрытый смысл несёт в себе бело-сине-красная гамма?

                Гимн

                Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

                Национальным гимном страны называется патриотическая песня, которая исполняется по официальным поводам и в знак уважения к стране, и призван объединять граждан страны в их общих надеждах, порывах, стремлениях и идеалах.

                Каждая эпоха имела свой гимн. Так, в дореволюционной России в качестве гимна исполнялась здравица царю «Боже, царя храни!». До 1944 года Государственным Гимном является Интернационал, возникший во Франции как гимн солидарности трудящихся. Позже был принят «Гимн партии большевиков» на музыку А. Александрова и стихи С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. В нём соединились жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева.

                С распадом СССР идейное содержание гимна потеряло своё значение, и было принято решение о замене текста. К середине 1997 года текст Гимна России ещё не был утверждён. Многие поэты пытались создать слова Российского Гимна. Но это оказалось непросто. И лишь к началу нового тысячелетия был принят новый текст Государственного Гимна. Его автором вновь стал Сергей Владимирович Михалков.

                Сегодня свои гимны стали создавать и официально утверждать субъекты РФ. Московским гимном стала классическая песня Дунаевского «Дорогая моя столица». Выбор Санкт-Петербурга также удачен – «Гимн великому городу» из оперы Глиэра «Медный всадник». А вот, допустим, в Северной Осетии гимн – совершенно новое произведение. Слова к нему написала народная поэтесса республики Ирина Гурживекова.

                Ответьте на вопросы.

                1. Как вы понимаете слово «гимн»? 2. Если бы вам поручили сочинить текст Гимна Вашей Родины, какие слова вы бы использовали обязательно?

                Резюме беседы.

 

                Государственные символы – это наша история, наши идеалы и устремления. Мы, граждане России, должны относиться к ним с чувством уважения и национальной гордости.


18.11.2015

«Защитники земли русской»

     Цель: познакомить воспитанников с деятельностью первых русских князей.

            План: 1. Знакомство с древними славянами. 2. Княжение Рюрика. 3. Олег. 4. Игорь. 5. Ольга. 6. Александр Невский

            Знакомство с древними славянами

            Здравствуйте, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить первых защитников земли русской. Но перед этим я хотела бы узнать: 1. Где проживали наши предки? (Восточная Европа) 2. Как называли племена, которые проживали на территории Восточной Европы? 3. Какое основное занятие было у восточных славян? (охота, бортничество, рыболовство, сельское хозяйство) 4. Как называется самая известная древнерусская книга? («Повесть временных лет»)

            Итак, в старину в нашем отечестве, где сейчас большие города и маленькие села, когда-то были непроходимые леса, болота. Степи, города тоже были, но не такие большие как сегодня.

            В середине 1-го тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около15 таких племен. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (Ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи- между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве-реке; радимичи – на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне – на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Чёрного моря и у Дуная.

            Княжение Рюрика (сообщение подготовленного ученика)

            Вопросы для учеников: 1. Сколько лет назад жил Рюрик? 2. Как жили славяне до призвания варягов? 3. Как сложились отношения Рюрика с местными народами?

            Княжение Олега (сообщение подготовленного ученика)

            Вопросы для учеников: 1. Как Олег победил Греков? 2. Сколько у него было воинов? 3. Почему Олегу подчинились славянские племена? 4. Во что верили древние русичи?

            Княжение Игоря (сообщение подготовленного ученика)

            Вопросы для учеников: 1. Почему греки испугались похода Игоря? 2. Сколько у него было воинов? 3. Для чего Игорь пошёл к древлянам? 4. Почему древляне убили Игоря?

            Великая княгиня Ольга (сообщение подготовленного ученика)

            Вопросы для учеников: 1. Как Ольга отомстила древлянам? 2. В чём проявилась мудрость княгини Ольги? 3. Как Ольга заботилась о своём государстве?

            Александр Невский (сообщение подготовленного ученика)

 

            Вопросы для учеников: 1. Почему Александра Невского мы называем ангелом-хранителем? 2. В чём проявился дар полководца у А. Невского? 


07.11.2015

«Ратные поля России»

            Цель: патриотическое просвещение подростков, знакомство с яркими страницами истории.

            План:

1. Вступительное слово. 2. Рассказ о Куликовом поле. 3. Рассказ о Бородинском сражении. 4. Рассказ о сражении на Прохоровском поле. 5. Подведение итогов.

            Вступительное слово

            Судьбою нашему Отечеству уготовано особое место в истории человечества. Расположенная на стыке Европы и Азии, Россия всегда служила щитом для европейских народов от орд, выходивших из глубины Азии, и одновременно спасала народы Востока от жестоких завоевателей с Запада.

                Среди множества войн, которые вело наше государство, не было практически ни одной войны наступательного характера. Возможно, что именно постоянная угроза тотальной войны породила у русского человека страстное желание жить и трудиться в мире. Тяготы рождали братство среди претерпевших их вместе, сплачивая народ, потери передавали память о войнах и стремление к жизни и миру потомкам.

                В истории нашей страны есть 3 поля ратной славы, доказавших стойкость русского воинства. О них вы сегодня узнаете.

                Куликово поле

                Мамай перестал уже возводить на престол призрачных ханов для того, чтоб управлять под их именем: сам он назвался ханом. Дмитрий не повиновался ему; русские оказывали явное пренебрежение к татарскому могуществу: это раздражало Мамая до крайности. Он замыслил проучить непокорных рабов, напомнить им батыевщину, поставить Русь в такое положение, чтобы она долго не посмела помышлять об освобождении от власти ханов. Мамай собрал всю силу волжской Орды, нанял хивинцев, ясов, вошёл в союз с генуэзцами, основавшими свои поселения на Чёрном море, и заключила с литовским князем Ягеллом договор, заодно напасть на московского великого князя.

                6 сентября русские увидели Дон. Мамай уже шёл от Воронежа навстречу русской рати. Все русские полки со своими князьями и воеводами выстроились в боевом порядке, в своих местных одеждах. Тогда князья, бояре и воеводы стали держать совет. Одни говорили: «Перейдём через Дон», другие: «Не ходи, князь, враг силён; с татарами Литва и рязанцы». Более всех побуждали русских идти вперёд литовские князья Андрей и Димитрий Ольгердовичи. «Если,- говорили они,- останемся здесь, то слабо будет войско русское, а перейдём через Дон, так все будут биться мужественно, не надеясь спастись бегством; одолеем татар – будет тебе, князь, и всем слава, а если они перебьют нас, то все умрём одною смертью!» Димитрий согласился с ними. 7 сентября он приказал наскоро мостить мосты через Дон и искать брод, а 8-го в субботу на заре русские уже были на другой стороне реки и при солнечном восходе двигались стройно вперед к устью реки Непрядвы.

                День был пасмурный; густой туман расстилался по полям, но часу в десятом стало ясно. Около полудня показалось несметное татарское полчище. Сторожевые (передовые) полки русских и татар сцепились между собой, и сам Димитрий выехал вместе со своей дружиной «на первый суйм» открывать битву. По старинному прадедовскому обычаю следовало, чтобы князь, как предводитель, собственным примером возбуждал в воинах отвагу. Побившись недолго с татарами, Димитрий вернулся назад устраивать полки к битве. В первом часу началась сеча, какой, по выражению летописца, не бывало на Руси. На десять вёрст огромное Куликово поле было покрыто воинами. Кровь лилась как дождевые потоки; все смешалось; битва обратилась в рукопашную схватку, труп валился на труп, тело русское на татарское. В московской рати было много небывалых в бою: на них нашёл страх и пустились они в бегство. Татары со страшным криком ринулись за ними и били их наповал. Дело русских казалось проигранным, но к трём часам пополудни всё изменилось.

                В дубраве на западной стороне поля стоял избранный русский отряд, отъехавший туда заранее для засады. Им предводительствовал князь Владимир Андреевич и Волынец Димитрий Михайлович Боброк, приехавший из литовских областей служить Москве. Увидевши, что русские пустились бежать, а татары погнались за ними, Владимир Андреевич порывался ударить на врагов, но рассудительный Боброк удержал его до тех пор, пока татарская рать, устремившись в погоню за русскими, не повернулась к ним окончательно тылом. Тогда, на счастье русским, ветер, дувший до того времени в лицо сидевшим в засаде, изменил своё направление. «Вот теперь час пришёл, господин князь, - сказал Боброк,- подвизайтесь отцы и братья». Весь отряд стремительно бросился на татар, которые никак не ожидали нападения сзади. Бегущие русские ободрились и  бросились на татар. Тогда в свою очередь на полчище Мамая нашёл панический страх. Поражаемые с двух сторон татары бросали своё оружие, покинули своё стан, стада, обоз и бежали опрометью. Множество их перетонуло в реке. Бежал сам тучный Мамай, бежали все его князья. Русские гнали татар вёрст на тридцать до реки Красивой Мечи.

                Победа была совершенная, но зато много князей, бояр и простых воинов пало на поле битвы. Сам великий князь хотя не был ранен, когда открывал битву с татарами «на первом суйме», но доспех на нём был помят.

                Бородинское сражение

                Причинами событий войны 1812 года стали: столкновение претензий Наполеона на мировое господство со стремлением Александра 1 руководить европейской политикой. К 1812 году Наполеону осталось захватить для полного господства в Европе только Россию, на дороге, чтобы стать, как выражался сам император: «Властелином мира», стояла только она. Наполеон вступил в Россию 10 (22) июня 1812 года. Так началась война 1812 года. Главный удар Наполеон решил нанести на Москву и этим поразить Россию в сердце.

                Французская армия была лучше укомплектована, чем русская армия. Она состояла более чем из 600 тысяч человек при 1372 орудиях.

                Общая численность русских пограничных армий составляла 220-240 тысяч человек при 942 орудиях. 1-я западная армия под командованием военного министра генерала от инфантерии М. Б. Барклая -де - Толли  насчитывала 110-127 тысяч человек при 558 орудиях располагалась на линии от России до Лиды, то есть растянулась на 200 километров. 2-я западная армия под командованием генерала от инфантерии П. И. Багратиона в составе 45-48 тысяч человек при 216 орудиях. 3-я западная армия, стоявшая на Волыни у Луцка, под командованием генерала от кавалерии А. П. Тормакова – 46 тысяч человек при 168 орудиях. Цель, преследуемая Наполеоном, – не дать соединиться армиям, а разбить их поодиночке или навязать русской армии решающее сражение. Однако стратегический план Наполеона с самого начала дал трещину. На генеральное сражение русские идти не собирались, обоснованно считая, что для него время впереди.

                У Смоленска 1-я и 2-я западные армии соединились. 18 августа состоялось сражение, где наглядно проявились мужество и героизм русских воинов. Сначала они задержали противника у стен города, а затем, непобеждённые, перешли на московскую дорогу, готовились к новым неизбежным боям. Взятие Смоленска обошлось Наполеону в 20 тысяч солдат, а тем временем в русскую армию вступало всё больше ополченцев. Бурные события 1812 года всколыхнули широчайшие народные массы России, вызывали небывалую энергию народа.

                После Смоленска на Государственном Совете рассматривались кандидатуры на пост главнокомандующего. Называлось много имён. Совет решил назначить 67-летнего генерала от инфантерии М. И. Кутузова. Ознакомившись с делами в армии, далее откладывать проведение генерального сражения было уже невозможно, и Кутузов принимает окончательное решение его дать. Народ и армия ждать больше не могут. Он даёт соответствующий приказ исполняющему обязанности начальника главного штаба Л. Л. Бенншсену найти подходящую позицию. Командование остановилось на Бородинском поле, к которому армия стала подходить утром 22 августа.

                Кутузов, внимательно осмотрев местность, приказал приступить к строительству фортификационных сооружений. Особенность географического положения Бородино.

                Местность в районе Бородино, расположенного в 12 километрах к западу от Можайска, сильно всхолмлена и пересечена значительным количеством речек и ручьёв, образовавших глубокие овраги. Восточная часть поля больше возвышенна, чем западная. Через село протекает река Колочь, которая в 4-х километрах от села впадает в реку Москва. Речка имела высокий и обрывистый берег, хорошо прикрывавший правый фланг позиций русской армии. Левый же фланг подходил вплотную к мелкому лесу, сильно поросшему мелким кустарником и местами заболоченному.

                Большинство притоков Колочи густо поросли кустарником, через село проходило две смоленские дороги: Новая и Старая. Заняв позицию при Бородино, русская армия имела много преимуществ. Выбор места – это одно из полководческих искусств Кутузова. Трудность передвижения конницы и пехоты противника, перекрытие дорог, ведущих к Москве.

                Цель Наполеона – разгромить русскую армию и добиться капитуляции России. Кутузов хотел ослабить противника, нанести урон живой силе и технике. Соотношение сил всё ещё было на стороне Наполеона, но у Кутузова было превосходство в артиллерии. Кутузов попытался воспользоваться этим превосходством и расставил армию так, что Наполеон не смог обойти её и напасть с тыла. Кутузов поставил батарею на высоте прямо в центре армии, рядом с батареей были расставлены пехотные полки, чтобы отражать атаки французов на батарею. На правом крыле русских армий Кутузов поставил 1-ю армию Барклая – де – Толли, на левом крыле стояли земляные укрепления(флеши) в форме угла, их заняла 2-я армия Багратиона. Так же на несколько километров вперёд на левом фланге был выставлен Шевардинский редут, а ещё левее находился корпус Тучкова.

                24 августа французы атаковали Шевардинский редут. Это позволило выиграть время и укрепить основные позиции. Бородинское сражение началось через день после этого, 26 августа 1812 года. Ранним утром раздался первый выстрел, потом ещё – так начиналась «битва гигантов». Беспрерывно следовали атаки французов, на которые русские отвечали контратаками. Русские стояли насмерть, борьба продолжалась 7 часов. Лишь в середине дня после 8 атак французы взяли флеши, но русские не сдали позиции, они лишь отступили за овраг. Не удалось Наполеону прорваться и в центре. Французы упорно стремились захватить батарею, но каждый раз их отбрасывали штыковыми атаками. Лишь в конце дня французам ценой огромных потерь удалось захватить центральную батарею, но русские не сдали позиций, они лишь отошли на 800 метров. Русские сражались, как могли, но видно было, что долго они не выдержат. Тогда Кутузов провёл перегруппировку, которая решила исход сражения. Кутузов послал две кавалерийские части генералов М. И. Платова и Ф. П. Уварова в обход армии Наполеона. Части появились так неожиданно, что ввели в панику французов. Наполеон не решился ввести в бой Старую гвардию. Сражение длилось 15 часов, затихло лишь поздно вечером. Кутузов выполнил свой план и практически выиграл битву. Наполеону не удалось сломить героическое сопротивление русских воинов, защищавших родную землю.

                Отечественная война 1812 года окончилась победой русского народа.

                Подвиг россиян в Бородино повторён в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в совершенно иных исторических условиях, достоин самого искреннего уважения и высокого почитания потомков.

                Курская дуга. Прохоровское поле

                После победы в Сталинградской битве зимой 1943 года советские войска значительно продвинулись на запад. Были освобождены территории, захваченные немецко-фашистскими войсками в 1942 году.

                В районе между Орлом и Курском наши войска, главным образом Воронежского и Брянского фронтов, образовали плацдарм, вошедший в историю под названием Курской дуги.

                Несмотря на крупное поражение, которое понесли немецко-фашистские войска в Сталинградской битве и последующих боях, руководство Германии считало, что положение можно поправить. Оно решило летом 1943 года провести крупномасштабную наступательную операцию «Цитадель», в ходе которой намеревалось снова захватить инициативу.

                Для участия в операции «Цитадель» противник сосредоточил свыше 900 тысяч солдат и офицеров, около 10 тысяч орудий и миномётов, до 2700 танков и штурмовых орудий. К авиационной поддержке наступления привлекалось более двух тысяч самолётов и планировалось регулярное наращивание авиационной поддержки в ходе наступления. Были созданы две крупнейшие группировки. Группа армий «Центр» должна была наступать на город Курск с севера, из района Орла, а группа армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Манштейн) должна была двинуться на Курск с юга, из района Харькова.

                Ни одно наступление немцев не было так тщательно подготовлено, как это.

                Однако 1943 год – это не 1941 год. Наше командование располагало большим опытом борьбы с фашистскими захватчиками и сумело своевременно разгадать замысел противника. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение, предложенное в апреле 1943 года маршалом Г. К. Жуковым о преднамеренной обороне.

                За оборону Курского выступа отвечали войска Центрального фронта (командующий генерал К. К. Рокоссовский), Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин), Степного фронта (командующий генерал И. С. Конев). Координировали действия войск, упомянутых фронтов представители Ставки Верховного Главнокомандования маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский.

                В ночь на 5 июля воинами 13-й армии Центрального фронта был захвачен в плен сапёр, а на Воронежском фронте в наше расположение явился перебежчик. Оба они показали, что наступление немцев должно начаться в 3 часа утра 5 июля.

                Командующие войсками фронтов талантливые полководцы К. К. Рокоссовский и Н. Ф. Ватутин решили провести контрподготовку. В 2 часа 20 минут гром сотен орудий возвестил о начале Курской битвы. Расположение фашистских войск покрылось разрывами снарядов, бомб и мин. Гитлеровцы вынуждены были отложить своё наступление на 3 часа. Начатые танковые атаки врага, поддержанные огнём тысяч орудий и авиацией, разбились о непреодолимую стойкость советских воинов.

                Утром 10 июля командование группы немецких армий «Юг» начало поворачивать свои соединения на восток, в направлении на Прохоровку. 12 июля наши войска перешли в контрнаступление. В огромном сражении в районе Прохоровки участвовало с обеих сторон около 1200 танков и самоходных установок. Боевые порядки перемешались. Горят, взрываются машины, между которыми пытаются лавировать и вести бой ещё уцелевшие. Дым, гарь, копоть превратили день в ночь. В наступление перешли Брянский, Западный и Центральный фронты.

                3 августа перешли в контрнаступление на белгородско-харьковском направлении войска Воронежского и Степного фронтов. Масштаб боевых действий ещё более расширился. 5 августа захватчики были изгнаны из Орла и Белгорода. В Москве в ознаменование одержанных побед был проведён первый за время Великой Отечественной войны артиллерийский салют.

                За 50 суток в Курской битве противник потерял около 500 тысяч солдат и офицеров, 1500 танков, более 3700 самолётов, 300 орудий. Наши войска разгромили 30 его отборных дивизий.

                Родина высоко оценила подвиг советских воинов в Курской битве. Более 100 тысяч участников битвы были удостоены боевых орденов и медалей, свыше 180 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

                Подведение итогов. Вопросы и задания

 

1. Что общего между 3 полями? 2. Перечислите видных полководцев, с которыми вы сегодня познакомились? 3. Какие ещё вы можете назвать великие события и сражения нашего народа? 4. Нарисуйте одно из рассказанных событий, почему вы решили его изобразить?


25.10.2015

С какой скоростью едет автомобиль

Главное преимущество автомобилей — скорость. Чем она больше, тем меньше времени понадобится водителю и пассажирам, чтобы преодолеть расстояние до пункта назначения.

 К примеру, для того чтобы преодолеть расстояние в 60 км, пешеходу потребуется три дня, поскольку его средняя скорость движения 4—5 км/ч, а автомобилю для этого понадобится меньше часа.

Улучшить скоростные характеристики автомобилей — задача многих конструкторов и испытателей. Каждый год придумываются все новые и новые технические новинки, позволяющие сделать автомобиль более быстрым и безопасным. Вряд ли человек, пересаживаясь с лошадиной повозки на «самобеглую коляску», мог представить, с какой скоростью будут мчаться машины спустя несколько десятилетий...

Несмотря на это, именно скорость стала причиной «гонений» на автомобиль в первые годы его существования. Хотя уже тогда было понятно, что быстрая езда— главное достоинство нового изобретения.

в 1895 году в Париже состоялась Вторая автомобильная гонка. Победитель соревнований француз Э. Левассаро сумел пройти 1200 км пути за 48 ч 47 мин. Он двигался со средней скоростью 24,5 км/ч, а на отдельных участках его скорость достигала 30 км/ч. Это был ошеломляющий результат для того времени! В честь «безумного» Левассаро поставили мемориальную доску на месте финиша гонки — в Булонском лесу в Париже.

Надо отметить, что годом раньше, в июле 1894 года, в городе на Сене состоялась первая автогонка, но тогда городская полиция потребовала от участников снизить скорость до 12,5 км/ч.

Передвижение с такой скоростью в те времена казалось крайне опасным, Тормоза, кузов, устойчивость автомобилей и дороги того времени не обеспечивали достаточной безопасности при движении. Нередкими были аварии, наезды на пешеходов или повозки, водители теряли управление своими чудо-экипажами. Простые люди не любили новые машины и боялись их. Имя французского гонщика Левассаро осталось в истории еще и потому, что благодаря ему автомобиль приобрел всеобщее уважение, которого раньше не имел.

На заре автомобильной эпохи люди опасались мощи разогнавшегося авто. Допустимая скорость передвижения колебалась в разных странах от 6 до 20 км/ч. Но даже это не остановило неумолимо приближающийся век скоростей.

И сейчас при движении по дороге водителя ждут различные сюрпризы. Ведь дорога полна неожиданностей.

Поэтому водитель должен вести автомобиль со скоростью, которая не превышает установленного ограничения. При этом надо учитывать интенсив­ность движения, особенности и состояние маши­ны, дорожные и погодные условия.

Особенно важна видимость в направлении движения. Скоростные ограничения на дороге определяются дорожными знаками или электронными табло.

При обнаружении опасности водителю приходится тормозить, сбавлять скорость. Моментально остановить машину невозможно. Если водитель не успел вовремя заметить выбоину или на дорогу вышел неосторожный пешеход, необходимо срочно остановить машину. В ход идет тормозная педаль. Колеса машины начинают вращаться медленнее. При резком торможении можно услышать характерный визг, иногда шины начинают дымиться, а на асфальте остается черный след. Независимо от того, как резко водитель затормозил, машина продолжает двигаться вперед. От начала торможения до полной остановки автомобиль проходит определенное расстояние. Чем больше масса транспортного средства, тем труднее его остановить. Груз увеличивает путь торможения примерно на треть. Поэтому при одной и той же скорости у различных транспортных средств различная длина пути торможения, а следовательно, и опасная зона.

В населенных пунктах движение всем транспортным средствам разрешается со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых терри­ториях — не более 20 км/ч.

Машина трогается медленно. Автомобиль с тяжелым грузом с трудом набирает скорость. И вот автомобиль уже на улице города, едет к месту назначения. Легковые автомобили и такси обгоняют грузовик, но водителя это не печалит. Он внимательно следит за дорогой.

И вдруг на дорогу прямо перед грузовиком выбегает мальчик. Водитель резко нажимает на тормозную педаль. С момента, когда он заметил опасность, и до момента нажатия педали проходит некоторое время. Оно называется временем реакции. Это очень короткий промежуток. У здорового человека он составляет примерно 0,8— 1,0 с Время реакции существенно увеличивается у людей в состоянии алкогольного опьянения, а также если человек болен и у него повышенная температура. Вот почему водителям категорически запрещено употреблять алкоголь, а также садиться за руль в болезненном состоянии.

За время реакции машина продолжает движение вперед. Движение продолжается и тогда, когда водитель нажал на педаль тормоза. Путь, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки, называется путем торможения. Расстояние, которое проходит машина с того момента, когда водитель заметил опасность до полной остановки автомобиля, называется остановочным путем. В нашем случае все обошлось, мальчик отделался только легким ушибом. Но случай мог закончиться и по-другому.

На дорогах случается много трагедий. Иногда, чтобы не наехать на пешеходов, водители сворачивают направо или налево, врезаются в машины, следующие по другим полосам движения. Грузовик при экстренном торможении может выскочить на тротуар и наехать на пешеходов, врезаться в столб или здание.

За городом пешеходов значительно меньше, поэтому там движение разрешается с большей скоростью:

•          легковым и грузовым автомобилям

с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях можно ехать со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;

междугородным и маломестным автобусам и мотоциклам — не более 90 км/ч;

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям

с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

грузовые автомобили, перевозящие в кузове людей, могут ехать со скоростью не более 60 км/ч;

такая же максимальная скорость — 60 км/ч — определена и для транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей;

транспортным средствам, буксирующим другие машины, движение разрешено со скоростью 50 км/ч.

С увеличением скорости, возрастает и путь, который проходит автомобиль за время реакции водителя. Чем больше скорость движения, тем длиннее путь торможения. Это значит, что переходить дорогу перед приближающимся автомобилем опасно. Если машина едет со скоростью 60 км/ч, то переходить дорогу в 50 м от него уже рискованно. Можно оказаться на границе опасной зоны. В сумерках, в темноте, в тумане, во время дождя или снегопада приближающиеся машины кажутся далекими. Но такой обман зрения очень опасен. Чтобы не было неприятностей, лучше подождать, пока автомобиль проедет мимо. Водители в условиях плохой видимости должны включать ближний свет, тогда пешеходам проще ориентироваться.

Водителю запрещается:

превышать максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой транспортного средства;

превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости»;

создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

резко тормозить, в случае если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Большое влияние на длину пути торможения имеет состояние покрытия дороги. Самое лучшее — то, которое исключает скольжение колес при торможении. Поэтому покрытие дороги должно быть шероховатым. Сцепление шин с такой дорогой лучше, а путь торможения меньше. Обычно на сухой дороге оно хорошее. В несколько раз опаснее дороги с мокрым покрытием или укатанным снежным слоем. Особенно опасен гололед. Путь торможения возрастает в несколько раз. При торможении на скользкой дороге машина может потерять управление и съехать в кювет. Вот почему говорят, что дождь-, снег и гололед — нежеланные спутники водителя.

Многим пешеходам кажется, что остановить машину зимой также просто, как и летом. Невнимательный пешеход, которому все нипочем, переходит дорогу перед автомобилем, который, как ему кажется, еще довольно далеко. Водитель инстинктивно нажимает на педаль тормоза. Колеса перестают вращаться, блокируются, а машина скользит дальше, не подчиняясь управлению рулем. Это происходит потому, что сцепление колес с дорогой плохое. Каждый пешеход должен помнить, что его действия на дороге могут вызвать опасную ситуацию. Бывает, что автомобиль попадает в аварию из-за пешехода. Поэтому на дороге все должны быть вежливыми и внимательными.

Самой сложной и важной проблемой для водителя является выбор правильной скорости движения. Это такая скорость, которая обеспечивает автомобилю безопасное движение при любых обстоятельствах. У большинства водителей чувство безопасной скорости выработалось еще в самом начале практики вождения. Профессионалы инстинктивно предвидят опасную ситуацию и способны вовремя предотвратить ее. Гонять «с ветерком» любят начинающие водители. При выборе скорости нельзя допускать ошибок. Их последствием может стать несчастный случай. Столкновение на скорости 80 км/ч равносильно падению автомобиля с высоты шестого этажа. Для того чтобы смягчить удар и его последствия, работают конструкторы и инженеры. Но создать полностью безопасный автомобиль еще никому не удалось.

Самый верный способ избежать столкновения и сохранить жизнь — не превышать скорость.

Удивительно, но слишком медленная езда не менее опасна, чем быстрая. Такое движение может угрожать остальным участникам движения. Поэтому предумышленное замедление скорости на дороге не только не поощряется, но и наказывается. Сами «тихоходы» не менее уязвимы, чем «лихачи», которые постоянно пытаются обогнать или проскочить. Эксперты установили, что прогулка на автомобиле со скоростью на 20 км/ч ниже, чем скорость основного потока машин, увеличивает вероятность попадания в аварию в пятнадцать раз! Кроме того, общее снижение скорости может обернуться грандиозными убытками и разорить экономику любой страны.


10.10.2015

Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны

Историческая справка

 

            С первых дней Великой Отечественной войны Старый Оскол  превратился в мощный пункт обороны.  В июне 1941 года в  городе была сформирована 267  стрелковая дивизия, в которую вошли старооскольцы призывного возраста. Дивизия была сразу же  переброшена на действующий Волховский фронт. В городе дислоцировались 149-я стрелковая дивизия и 102-я танковая бригада, формировались истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В первые  дни войны были сформированы госпитали № 1926, 2720.  Всего в период с 1941 по 1944 годы в городе в разное время дислоцировалось 24 госпиталя  различного профиля, через которые прошли тысячи раненых бойцов. Старооскольский район был определен командованием как территория переформирования частей, понесших значительные потери в боях.   Город оказался перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город и район прошли тысячи беженцев, получавших здесь отдых, ночлег, питание. На запад шли эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами. В городе располагались штаб 40-й армии, политотдел 21-й армии. В городе и прилегающих слободах шло строительство оборонительных сооружений.

Жестокие бои шли под Старым Осколом летом 1942 года. В это время была предпринята  Воронежско-Ворошиловоградская  оборонительная операция (с немецкой стороны – часть операции «Блау»). Вражеские войска двигались по направлению к Старому  Осколу  и Воронежу. Шесть дивизий 40-й и 21-й армий оказались в окружении. Наиболее тяжелая участь выпала на долю 45, 62, 160, 124-ой стрелковых дивизий, которые оказались отрезанными от основных войск  южнее и юго-западнее Старого Оскола. Здесь, в полосе длиной не более 45 км, в окружении сражались почти 50 тысяч человек.

Со 2 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года территория города и района находилась в зоне оккупации. За эти 7 месяцев Старооскольскому краю был нанесен большой урон. Более 2 тысяч парней и девушек в возрасте от 15 до 18 лет были угнаны в Германию, свыше 300 мирных жителей  были расстреляны. Городу нанесен материальный ущерб в размере 97 136 901  рублей.

Освобождение Старого Оскола и Приосколья происходило в ходе Острогожско-Россошанской и  Воронежско-Касторненской наступательных операций.  Воронежско- Касторненская операция началась 24 января ударом войск 40-й армии Воронежского фронта на Касторное с юга. После боев под Воронежем немецкая  группировка, стремясь вырваться из окружения, двигалась по направлению к Старому Осколу. В этой ситуации  бои за Старый Оскол стали важнейшим этапом в ходе проведения Воронежско- Касторненской операции.

Освобождение города и района началось 24 января 1943 года.  В операции и непосредственном освобождении города и сел Старооскольского района принимали участие 25-я гвардейская, 107,  303, 305, 309, 340 стрелковые дивизии, 116 и 102-я танковые бригады, 6 и 8 отдельные лыжные бригады, 20 и 28-я минометные бригады, 208-я бомбардировочная авиационная дивизия.

Героический подвиг совершили в дни освобождения города 17 советских воинов-бронебойщиков 107-й стрелковой дивизии 40-ой армии у разъезда Набокино, в 8 км от Старого Оскола. Они сдержали натиск вражеской колонны, состоявшей из 500 гитлеровцев, стремившихся вырваться из окружения. Тринадцать героев из семнадцати погибли смертью храбрых, четверо получили тяжелые ранения, но не пропустили врага. 

5 февраля 1943 года город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

          После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов  для предстоящей битвы на Курской дуге. Город, практически полностью разрушенный, жители которого перенесли все тяготы оккупации, вновь стал прифронтовым: принимал раненых, выпекал хлеб для фронта, строил оборонительные сооружения, был пунктом переформирования частей.

             8 июня 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета обороны о строительстве железнодорожной линии «Старый Оскол-Ржава». Железная дорога «Старый Оскол-Ржава»  резко повышала провозную способность магистралей Центрального  и Воронежского фронтов. «Дорога мужества»  была построена за 32 дня! Было уложено 95 километров  железнодорожного полотна,  сооружено 10 мостов. Старооскольская комсомольско-молодежная бригада Тамары Семеновой  выполняла до 6 дневных норм в сутки, завоевала переходящее Красное Знамя.   Воронежский фронт получил самостоятельную коммуникацию с выходом на  Курск – Белгород, что сыграло решающую роль в подготовке наших войск к наступлению на Белгородско-Харьковском направлении.

            Старооскольцы внесли свой весомый вклад в приближение Великой победы.  22 тысячи человек  отдали свои жизни за Родину.  На территории города и района находятся 30 братских могил, в том числе 6 –  в Старом Осколе, которые хранят останки 7 тысяч известных и безвестных солдат и офицеров Красной Армии, отдавших свою жизнь за свободу страны.

 Старооскольцы сражались практически на всех фронтах от Баренцева до Черного моря, от западных границ СССР до Дальнего Востока. Они мужественно защищали Москву и  Ленинград, держали оборону в болотах Волхова, шли в атаку под Сталинградом и на Курской дуге, бились с врагом в Крыму и в Заполярье, освобождали столицы европейских государств, штурмом брали Берлин. За проявленное мужество, героизм и боевое мастерство 24 старооскольца удостоены звания Героя Советского Союза,  2 стали полными кавалерами орденов «Славы».

 

Основные даты

 

Оккупация Старого Оскола – 2 июля 1942 – 5 февраля 1943 гг. (7 месяцев)

Освобождение Старого Оскола - 5 февраля 1943 года

 

Старооскольцы – Герои Советского Союза (СССР)

 

1.      Кузякин Гавриил Васильевич

2.      Найдин Григорий Николаевич

3.      Болтенков Петр Михайлович

4.      Вялых Николай Алексеевич

5.      Горбунов Иван Михайлович (в честь него названа улица)

6.      Дергилев Егор Иванович

7.      Долгих Петр Николаевич (в честь него названа улица)

8.      Тулинов Дмитрий Васильевич

9.      Четверткин Алексей Егорович

10.  Шкодин Петр Тихонович

11.  Анпилов Анатолий Андреевич

12.  Булгаков Андрей Пантелеевич

13.  Жулов Федор Егорович

14.  Иванов Николай Дмитриевич

15.  Прокудин Алексей Николаевич

16.  Скворцов Николай Александрович

17.  Тебекин Павел Дорофеевич

18.  Хмелев Иван Иванович (в честь него названа улица)

19.  Быков Владимир Иванович (в честь него названа улица)

20.  Репкин Аким Васильевич

21.  Хворостянов Илья Алексеевич

22.  Кучерявченко Кузьма Георгиевич

23.  Агеев Филипп Павлович

24.  Власов Митрофан Ефимович

25.  Черников Иван Андреевич

 

Почетные граждане города Старый Оскол – ветераны и участники Великой Отечественной войны

 

Абельдяев Василий Семенович  – заслужен­ный врач РСФСР, полковник ме­дицинской службы, инициатор создания Старооскольской областной туберкулезной больницы.  С 1941 по 1945 годы возглавлял  эвакогоспиталь № 1926. Был награжден   Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны II степени, Медалями «За победу над Германией» и «За тру­довую доблесть», Орденами «Знак Почета» и Орденом Ленина. В 1956 г.  ему присвоено звание Заслуженного врача РСФСР. Звание «Почётный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района» присвоено 04.12.1987 г.

Григорьев Эдуард Иванович – основатель клуба «Поиск». Награждён Орденом Дружбы Народов, медалями «За освоение целин­ных земель», «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отече­ственной войны», «Защитник Отечества» - от Союза казаков РФ, нагрудным знаком «За разминирование». Принимал участие в подготовке к печати книги «Память». Имеет памятные медали «Жукова», «10-летия Союза каза­ков» (№423), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Почётный ветеран СССР». Звание «Почётный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района» присвоено 22.09.1998 г.

 

         Каунова Полина Ивановна – педагог.   С 1939 по 1985 гг. – директор          Старооскольского детского дома. Устраивала судьбы  сотен детей-сирот войны и послевоенного времени.  Вместе с большой группой воспитанников пережила тяго­ты эвакуации в Сибирь в первые годы Великой Отечественной вой­ны. Отличник народного просвещения РСФСР. Награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Звание «Почётный гражданин горо­да Старый Оскол и Старооскольского района» присвоено 04.12.1987 г.

 

Кукушкин Василий Иванович  – участник освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Один из 17 бойцов-бронебойщиков 107-й стрелковой дивизии, совершивших подвиг у разъезда Набокино. За ратные и трудовые подвиги на войне Василий Иванович награжден орденом Красного Знамени, медалью «Ветеран труда».

Звание «Почётный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района» присвоено 04.02.1968 г.

 

Рябушкин Павел Егорович  – участник освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Один из 17 бойцов-бронебойщиков 107-й стрелковой дивизии, совершивших подвиг у разъезда Набокино. Награжден орденом Красного Знамени. Звание «Почётный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района» присвоено 04.02.1967 г.

 

Памятники воинской славы Старого Оскола

 

1.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 31 (мемориал у Атаманского леса)

2.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 1 (улица Ленина, у старого городского кладбища)

3.      Памятный знак жертвам фашизма «Скорбящая мать» (городской сквер)

4.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 3 (улица Ракитная, около Свято-Троицкого храма)

5.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 2 (улица Победы, около железнодорожного вокзала)

6.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 5  (проспект Комсомольский)

7.      Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками № 27 (рядом с территорией цементного завода)

8.      Аллея Героев (микрорайон Жукова, у кинотеатра «Быль»)

9.      Памятник Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову (микрорайон Жукова, площадь у кинотеатра «Быль»)

10.  Памятник генералу армии Николаю Федоровичу Ватутину (стадион имени Н.Ф. Ватутина)

11.  Памятник 17 героям – бронебойщикам, защищавшим разъезд Набокино у Майсюковой будки (с. Набокино, железнодорожный разъезд)

12.  Памятник 72 работникам Старооскольского механического завода, погибшим в годы войны (ул. Ленина, у проходной Старооскольского механического завода)

13.  Мемориальный камень на Казацких буграх (ул. Мира, за храмом Вознесения Господня)

14.  Мемориальный обелиск в память воинов – вагонников, павших за Родину (территория вагонного депо)

15.  Памятник «Строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава (перекресток улиц Комсомольская и 8 Марта)

16.  Памятник воинам Советской и Российской армий, погибшим в войнах и вооруженных конфликтах (ул. 9 января)

 

17.  Памятник «Танк Т-55 К» (перекресток у северо-западного въезда в Старый Оскол)


05.09.2015

Разработка. ГТО

Ученик 1.

24 марта 2014 г. президент России Путин В.В.  подписал указ о возрождении программы ГТО.
Ученик 2.

Что такое ГТО?

Ученик 1.

«Готов к труду и обороне» (ГТО) — программа физкультурной подготовки, поддерживаемая государством.

Ученик 2.

История ГТО.

Система ГТО была принята в 1931 году. Программа ГТО состояла из 2 частей:

- «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1—8-х классов

(4 возрастные ступени);

- ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).

Ученик 3.

Просуществовала программа ГТО до 1993 года.

Ступень

Возраст

 I ступень —

«Смелые и ловкие»

10—11 и 12—13 лет

 II ступень — «Спортивная смена»

14—15 лет

 III ступень —

«Сила и мужество»

16—18 лет

 IV ступень — «Физическое совершенство»

мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет

V ступень —

«Бодрость и здоровье»

мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет

                                    

Ученик 4.

ГТО – XXI век.

Цель комплекса – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Ученик 3.

Принципы:

  • добровольность и доступность;
  • медицинский контроль;
  • учёт местных традиций и особенностей.

Ученик 4.

Ступень

Возраст

 1 ступень —

Мальчики и девочки от 6 до 8 лет

 2 ступень

Мальчики и девочки от 9 до 10 лет

 3 ступень

Мальчики и девочки 11 до 12 лет

 4 ступень

Юноши и девушки от 13 до 15 лет

 5 ступень

Юноши и девушки от 16 до 17 лет

 6 ступень

Мужчины и женщины от 18 до 29 лет

 7 ступень

Мужчины и женщины от 30 до 39 лет

8 ступень

Мужчины и женщины от 40 до 49 лет

9 ступень

Мужчины и женщины от 50 до 59 лет

10 ступень

Мужчины и женщины от 60 до 69 лет

11 ступень

Мужчины и женщины старше 70 лет

Ученик 1.

Виды испытаний.

Сохранили

Добавили

подтягивание

отжимание

челночный бег

прыжки в длину с разбега или с места толчком двумя ногами

стрельба

рывок гири массой 16 кг (от 18 лет и старше)

бег на лыжах или кросс по пересеченной местности (для бесснежных районов страны

метание теннисного мяча на расстояние

наклоны вперёд из положения стоя с прямыми ногами

туристский поход на 5-15 км с проверкой туристских навыков, включая ориентирование на местности по карте и компасу, разжигание костра и способы преодоления препятствий

скандинавская ходьба

 

Ученик 4.

Значки ГТО

В прошлом было: 2 вида значков – золотой, серебряный.

 

Ученик 2.

Сейчас в России 3 вида значков: золотой, серебряный, бронзовый.

      

 

Ученик 1.

 

 

 

Ученик 2.

 

Ученик 3.

Сдать ГТО совсем непросто,

Ты ловким, сильным должен быть,

Чтоб нормативы победить,

Значок в итоге получить.

Пройдя же все ступени вверх -

Ты будешь верить в свой успех.

И олимпийцем можешь стать,

Медали точно получать!

Учитель.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС.
«Я рисую ГТО» Выполняется работа в течение 10 минут.

    

Ученики по желанию представляют свои работы.

Рефлексия.

 

 


02.09.2015

Разработка. День солидарности в борьбе с терроризмом.

Ученик 1.

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

Ученик 2.

В толковом словаре дается такое определение слову «террор»: «ТЕРРОР - 1. Наиболее острая форма борьбы против политических и классовых противников с применением насилия вплоть до физического уничтожения; время такой борьбы. Жестокий, массовый т. Правительственный, политический т. В разгар террора. Политика террора. Начать, установить т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств). Фашистский т. (о жестокой массовой расправе фашистской армии над мирным населением на оккупированной ею территории). Красный т. (изоляция и уничтожение большевиками своих потенциальных противников в период гражданской войны 1918 - 1922 гг.; вообще о репрессиях против различных слоёв населения в годы существования Советской власти). Белый т. (показательные казни активных участников красного террора, осуществлявшиеся Добровольческой армией в период гражданской войны). 2. Чрезмерная жестокость в отношении к кому-л.; запугивание. Интеллектуальный, идеологический т. Т. самодура. Т. со стороны свекрови. В школе царит т. старшеклассников.

Ученик 1.

Россия всегда выступала и выступает против террора. Террористы – ужасные люди, ставящие себя вне закона, обрекающие невинных людей на смерть.

Ученик 2.

Люди России никогда не забудут о трагических событиях, произошедших в Беслане.

Ученик 3.

Террористический акт в Беслане — захват заложников  в школе № 1 города Беслана  (Северная Осетия), был совершен террористами утром  1 сентября 2004 года  во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года.

Ученик 4.

В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100  заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.

Ученик 3.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм.

Ученик 4.

Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, но  в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены.

Ученик 1.

Вот что собой представляла школа после освобождения заложников.

Ученик 4.

Сразу после трагедии люди приносили поминальные венки.

Ученик 2.

А центр спортивного зала заполнили бутылками с водой, которой так не хватало людям, три дня мучившимся от жажды.

Ученик 1.

В Москве был установлен памятник в память о невинно убиенных при огромном стечении народа.

Ученик 3.

А в Беслане «Дерево скорби».

Ученики 1, 2, 3, 4 (вместе).

Помним. Скорбим.

Ученик 1.

Объявляется минута молчания.

Учитель.

Ребята, выскажите через рисунок или текст свое отношение к событиям, произошедшим в Беслане.

Выполняется работа в течение 10 минут.

 

Ученики по желанию представляют свои работы. (На слайде «Россия против террора!»)