Приложение 2

к письму ОГАОУ ДПО «БелИРО»

             от 01.07.2016 г.  №  908

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Белгородский институт развития образования»

 

Выписка из инструктивно-методического письма

«О преподавании предмета «Литература»

в общеобразовательных организациях Белгородской области

в 2016-2017 учебном году»

 

VIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из основных целей обучения литературе является необходимость в формировании культуры чтения как условия интеллектуального и нравственного развития обучающихся. В связи с этим возникла необходимость в постановке следующих задач:

1.                  совершенствование читательских умений школьников;

2.                  создание условий для формирования критического отношения к художественным произведениям;

3.                  формирование собственного круга чтения каждого учащегося.

Для решения этих задач целесообразно использовать читательский дневник.
Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов. Ученики 5 – 6 классов фиксируют информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 – 9 классов оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Один раз в четверть совместно с учащимися  целесообразно проводить анализ читательских дневников с целью объективности оценивания уровня сформированности читательской компетенции.

Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, учащиеся не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за качество и объем каникулярного чтения обучающихся частично возлагается на родителей.

Требования по ведению читательского дневника постепенно изменяются, увеличивается количество показателей. В среднем звене ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению. В старшем звене ведение читательского дневника способствует формированию навыков литературоведческого анализа и накоплению так называемого «банка литературных аргументов», необходимых для написания итогового сочинения в 11 классе и успешной сдачи (при необходимости) ЕГЭ литературе и написании задания 25 ЕГЭ по русскому языку.

 Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо использовать толстую тетрадь. Лучше взять тетрадь с плотной обложкой в 48 листов или больше. Является допустимым ведение читательского дневника на электронном носителе (вместо бумажного носителя). Это облегчает поиск нужной книги и даты чтения.

 

 

Пример электронного дневника:

 Основные разделы:

Дневник в форме списка

1.                  Название прочитанного произведения

2.                  Фамилия, имя, отчество автора произведения, даты жизни

3.                  Главные герои этого произведения

4.                  Сюжет произведения

5.                  Отзыв о прочитанном произведении

6.                  Полезные ссылки:(краткое содержание произведения, видеоряд,биография писателя, критическая литература об этом произведении, историческая эпоха, описанная в произведении)

7.                  «Это тоже важно...» (дополнительная информация о произведении, найденная учеником)

8.                  «Мой литературный багаж» (какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал)

 

Дневник в форме таблицы

 

п/п

1.Название произведения.
2.Фамилия, имя, отчество
автора произведения, даты жизни.
3.Главные герои.

Сюжет произведения

Отзыв о прочитанном

Полезные ссылки
(краткое содержание,
биография автора,
видеоряд,
историческая эпоха, критическая литература об этом произведении, «мой литературный багаж»(какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал)

«Это тоже важно»

 

 

 

 

 

 

 

Читательский дневник по литературе для 5-7 класса

 

Автор, название книги

 

Дата прочтения

 

Главные герои

 

Краткое содержание книги, заметки о прочитанном

 

Авторские афоризмы

 

Толкование непонятных слов

 

 

            Читательский дневник по литературе — 8 класс

 

Автор, название книги

 

Жанр

 

Дата прочтения

 

Главные герои

 

Краткое содержание книги, заметки о прочитанном

 

Авторские афоризмы

 

Толкование незнакомых слов

 

 

Оценивание читательского дневника

 

Традиционная форма: на отметку влияют аккуратность, отсутствие помарок и грязи, содержание.

Электронная или веб-форма: на отметку влияют оригинальность выбора формы, наличие соблюдения авторских прав при сборе информации (например, выборе иллюстраций). Приветствуются отзывы на читательский дневник (если ваш дневник выполнен в форме веб-страницы).

 

Грамотность

 

Отметки «5» и «4» не выставляются при наличии  большого (более 5) количества орфографических и пунктуационных ошибок.

 

Содержание

 

Содержание произведений должно заполняться обучающимся самостоятельно, лаконично, но без потери сюжетной линии. Допускается заполнение этого раздела в виде плана для пересказа или цитатного плана при большом объеме произведения.




Список литературы для летнего чтения (из 4-го в 5-ый класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 5 класса «_» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

 

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

 

Детская Библия

 

И.А.Крылов. Басни

 

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

 

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

 

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»

 

д.В.Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

 

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

 

И.С.Тургенев «Муму»

 

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

 

А.П.Чехов «Пересолил», «Злоумышленник»

 

И.А.Бунин «В деревне», «Подснежник»

 

А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Белый пудель»

 

Л.Н.Андреев «Петька на даче»

 

А.П.Платонов «Никита», «Цветок на земле»

 

П.П.Бажов «Каменный цветок»

 

Н.Н.Носов «Три охотника»

 

В.П.Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?»

 

В.П.Крапивин «Дети синего Фламинго»

 

А.Г.Алексин «Самый счастливый день»

 

В.К.Железников «Чудак из 6 «Б»»

 

Произведения писателей родного края о природе

 

Д.Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...»

 

Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»

 

А.Конан Дойл «Голубой карбункул»

 

Р.Киплинг «Маугли»

 

Х.К.Андерсен «Соловей»

 

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

 

Дж.Лондон «Сказание о Кише», «Мексиканец»

 

И.Стоун «Моряк в седле»

 

А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Приключения Кале Блюмквиста»

 

В.Скотт «Айвенго»

 

 

М.Рид «Всадник без головы»


Книги для чтения летом (из 5-го в 6 класс)

 

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 6 класса «_» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

Мифы. «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

 

Сказки: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Два Ивана – солдатских сына», «Каша из топора».

 

Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха.

 

Из  литературы  XVIII  века. М.В. ЛОМОНОСОВ «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

 

Из  литературы XIX века.

 

В.А. ЖУКОВСКИЙ.  Баллада «Светлана».

 

А.С. ПУШКИН. Стихи «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Роман «Дубровский».

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Стихи «Тучи», «Парус», «Листок».

 

Н.В. ГОГОЛЬ. Повесть «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

 

И.С. ТУРГЕНЕВ. «Записки охотника»: «Бежин луг», рассказ «Бирюк».

 

Н.А. НЕКРАСОВ. «Мороз, Красный нос». Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых две­рей...».

 

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Повесть «Детство».

 

Н.С.Лесков. «Человек на часах».

 

В.Г. КОРОЛЕНКО. Повесть «В дурном обществе».

 

А.П. ЧЕХОВ. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

 

Из  литературы  XX  века.

 

И.А. БУНИН. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти».

 

А.И. КУПРИН. Рассказы «Белый пудель», «Тапёр».

 

С.А. ЕСЕНИН. Стихотворения: «Песнь о соба­ке», «Разбуди меня завтра рано...».

 

М.М. ПРИШВИН. Сказка-быль «Кладовая солнца». 

 

В.П. АСТАФЬЕВ. Рассказ «Конь с розовой гри­вой».

 

В.К.Железников. «Чучело».

 

В.П.Крапивин «Мальчик со шпагой».

 

Р.П.Погодин. «Время говорит – пора», «Зеленый попугай».

 

А.Г.Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

 

Из зарубежной литературы.

 

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

 

БРАТЬЯ ГРИММ. Сказка «Снегурочка».

 

О. ГЕНРИ. Рассказ «Вождь краснокожих».

 

ДЖ. ЛОНДОН. Рассказ «Любовь к жизни».

 

А.Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами» (пер. с польского).


Список литературы для летнего чтения (из 6-го в 7-ой класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 7 класса «В» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

Былины. «Святогор и Минула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник».

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Д.И. ФОНВИЗИН. Комедия «Недоросль».

А.С. ПУШКИН. Поэма «Полтава»  

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.   «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...».  

Н.В.ГОГОЛЬ.  Повесть «Шинель»

И.С. ТУРГЕНЕВ.  Рассказ «Хорь и Калиныч»; рассказ «Певцы»

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.  Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору.

Л.Н.ТОЛСТОЙ.  Рассказ «Севастополь в декабре месяце»     

Н.С. ЛЕСКОВ. «Человек на часах». Повесть «Левша».

А.П. ЧЕХОВ. Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника».

М. ГОРЬКИЙ. Повесть «Детство»  

А.С. ГРИН. Повесть «Алые паруса»

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Повесть «Мещерская сторона»  

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ. Рассказ «Экспонат №...»

В.М. ШУКШИН. Рассказ «Чудик»                                            

Р.Л. СТИВЕНСОН. Роман «Остров сокровищ»  

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Повесть «Планета людей». Сказка «Маленький принц»

Р. БРЭДБЕРИ. Рассказ «Все лето в один день» и др.

В.К.Железников. «Чучело»

Р.П.Погодин. «Время говорит – пора», «Зеленый попугай»

А.Г.Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе»

Б.Л.Васильев. «Вам привет от бабы Леры»

В.А.Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой»

К.Булычев. «Белое платье Золушки»

Ф.А.Искандер. «Петух»

 


Книги для чтения летом (из 7-го в 8 класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 8 класса «__» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

  • "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Сергия Радонежского", "Моление Даниила Заточника"
  • Г.Р.Державин. Стихи «Памятник», «Вельможа»
  • Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
  • А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», повесть «Капитанская дочка»
  • М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри», «Маскарад»
  • Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор», «Портрет»
  • И.С.Тургенев. Повесть «Ася». «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»
  • А.Н.Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка»
  • Л.Н.Толстой. Повесть «Отрочество», рассказ «После бала». «Холстомер»
  • М.Горький. Рассказ «Макар Чудра», «Мой спутник», «Сказки об Италии»
  • Н.А.Тэффи. «Свои и чужие»
  • М.М.Зощенко. «Обезьяний язык»
  • А.Грин. «Бегущая по волнам»
  • В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», «Ангел-хранитель»
  • А.Т.Твардовский. Поэма «За далью – даль»
  • В.Шаламов. «Детский сад»
  • В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»
  • В.Ф.Тендряков. «Весенние перевертыши»
  • В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»
  • Д.С.Лихачев. «Заметки о русском»
  • У. Шекспир.  «Ромео и Джульетта»
  • М.Сервантес. Роман «Дон Кихот»
  • В.Гюго. «Девяносто третий год»

Список литературы для летнего чтения (из 8-го в 9-ый класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 9 класса «_» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

«Слово о полку Игореве»

 

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

 

Н.М.Карамзин. «История государства Российского» (главы)

 

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

 

А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», поэма «Цыганы», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»

 

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

 

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души», «Женитьба», «Портрет»

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи»

 

Л.Н.Толстой. «Юность»

 

М.Горький. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы»

 

М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

 

М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

 

В.В.Быков. «Альпийская баллада»

 

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

 

У.Шекспир. Трагедия «Гамлет»

 

Ж.Б.Мольер. Комедия «Мнимый больной»

 

 

И.В.Гёте. «Фауст»


Список литературы для летнего чтения (из 9-го в 10-ый класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 10 класса «_» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

10 класс. Литература. Авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.                  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

   А.С. ПУШКИН.  «Медный всадник».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Поэма «Демон».

Н.В. ГОГОЛЬ. Повести: «Невский проспект», «Нос».

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьесы: «Свои людисочтемся!», «Гроза»,  «Бесприданница», «Волки и овцы ».

И.А. ГОНЧАРОВ. Роман «Обломов», роман «Обыкновенная исто­рия».

И.С. ТУРГЕНЕВ. Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Роман «Что делать? » (обзор).

Н.А. НЕКРАСОВ. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Саша », «Дедушка ».

Ф.И. ТЮТЧЕВ. А.А. ФЕТ

Н.С. ЛЕСКОВ. Повесть «Очарованный странник», повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь», роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. ТОЛСТОЙ. Роман «Князь Серебряный».

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Роман «Война и мир», цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

   Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «Преступление и наказание», романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

 

А.П. ЧЕХОВ. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад»,  пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».


Список литературы для летнего чтения (из 10-го в 11-ый класс)

При чтении заполните читательский дневник (тетрадь): читательский дневник ученика (цы) 11 класса «_» МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» г. Старый Оскол ФИ в родит.падеже

 

 

I. И.А. Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». «Лёгкое дыхание». «Чистый понедельник», повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни», «Окаянные дни».

 

2. М. Горький. «Старуха Изергиль». «Бывшие люди», «Мальва», «Ледоход», повесть «Фома Гордеев», пьеса «На дне», «Несвоевременные мысли»

 

3. А.И.Куприн. Повести «Олеся», «Поединок», «Молох», рассказы «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

 

4. Л.Н. Андреев. «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена», «Баргамот и Гараська».

 

5. В.Я.Брюсов. Стихи.

 

6. К.Д.Бальмонт. Стихи.

 

7. А.А.Блок. «Двенадцать», «Соловьиный сад», стихи

 

8. И.Ф.Анненский. Стихи.

 

9. Н.С.Гумилев. «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др.

 

10. А.А.Ахматова. Стихи. Поэма «Реквием».

 

11. М.И.Цветаева. Стихи.

 

12. Эмигрантская л-ра. И. Шмелев «Лето Господне», Г. Иванов, Б.Зайцев, В. Набоков.

 

13. Д.Фурманов. «Чапаев», А. Фадеев «Разгром», И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы» («Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка»), Б.Лавренев «Сорок первый»

 

14. Е.Замятин «Мы», А. Платонов «Чевенгур».

 

15. М.Зощенко. Рассказы. И.Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

 

16. В.В.Маяковский. Стихи. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление), пьесы «Клоп», «Баня».

 

17. С.А.Есенин. Стихи. Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина», «Черный человек», «Страна негодяев».

 

18. Н.Островский. Роман «Как закалялась сталь».

 

19. А.Твардовский. Поэма «Страна Муравия». М.Шолохов. Роман «Поднятая целина».

 

20. О.Э.Мандельштам. Стихи.

 

21. А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый».

 

22. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

 

23. М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Красная корона», «Собачье сердце», «Роковые яйца», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

 

24. Б.Л.Пастернак. Стихи. Роман «Доктор Живаго». Циклы «Сестра моя - жизнь», «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

 

25. А.П.Платонов. Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован». «Фро». «Джан».

 

26. В.В.Набоков. Роман «Машенька», «Защита Лужина», рассказ «Облако, озеро, башня»

 

27. М.Алигер «Зоя», П.Антокольский «Сын», А.Твардовский «Василий Теркин», Э.Казакевич «Звезда», А.Фадеев «Молодая гвардия», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», М.Шолохов «Судьба человека».

 

28. А.Т.Твардовский. Поэмы «По праву памяти». «Дом у дороги», «За далью - даль».

 

29. Н.А.Заболоцкий. Стихи.

 

30. В.Некрасов «В окопах Сталинграда».

 

31. Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А. Вознесенский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов, Ю. Кузнецов - стихи.

 

32. Проза о войне. Ю.Бондарев, К. Воробьев, Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Астафьев.

 

33. «Деревенская проза». В.Белов «Привычное дело», В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», пьесы А.Вампилова, проза В.Астафьева, Ю.Трифонова, В.Маканина, Ю.Домбровского.

 

34. «Лагерная» тема. В.Шаламов, Е.Гинзбург, О.Волков, А.Жигулин.

 

35. Авторская песня. Ю.Визбор, А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Башлачев.

 

36. В.М.Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство», «До третьих петухов», «Калина красная».

 

37. В.П.Астафьев «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка», роман «Прокляты и убиты».

 

38. В.Г.Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...», «Деньги для Марии», «Пожар».

 

39. А.И Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», цикл «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ», «Жить не по лжи».

 

40. Борис Екимов, Л.Петрушевская, В. Аксенов, Л.Улицкая, В.Токарева, В.Ерофеев «Москва- Петушки».

 

41. И.Бродский. Стихи