06.12.2014

Учитель словесности. Ясинская Светлана Георгиевна


Инновационные технологии

Издательство "Баласс". Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/buy/balass/, в меню "скачать" - научно-методические сборники ОС "Школа 2100".

Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе (с. 164-283). Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Вып. 9. - М.: Баласс, 2011


Литература по данной теме

1. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Еремина. - М.: Просвещение, 2013

2. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. - М.: Просвещение, 2011

3. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. - М.: Просвещение, 2013

4. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова. - М.: Просвещение, 2012

5. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2013


29.11.2014


Правила работы (Пашкова Г.И., БГУ)

 

1. Я работаю молча, при необходимости разговариваю только шёпотом.

2. Я никогда не мешаю другим, проходя по кабинету.

3. Если у меня появились вопросы, я обсуждаю их с учеником, который оказывает помощь в работе над этим планом. Только в том случае, если он не может мне помочь, я обращаюсь к учителю.

4. Письменные задания я выполняю на своем месте.

5. Для занятий в парах или группах мы ищем место, где можем расположиться.

6. Я довожу работу до конца.

7. Только выполненные задания я показываю учителю или ученику, который осуществляет контроль.

8. Все необходимые для работы материалы я возвращаю на место.

9. Я аккуратно сохраняю рабочий план в своей папке.


Знак запрета для выхода из кабинета по уважительной причине во время урока, если один из учеников уже вышел. (Пашкова Г.И.)


Ручка с зеленым стержнем для взаимопроверки (Дощинский Р. А.)


Технология оценивания образовательных достижений учащихся (ОС "Школа 2100")

1. Вспомните, какое у вас было задание.

2. Определите, выполнено ли оно.

3. Проверьте правильность решения по эталону.

4. Поставьте себе отметку.


Лист учета работы ученика на уроке (Пашкова Г.И., БГУ)

Дата ____________ ФИ ___________________ Класс ______________

Тема _______________________________________________________

Обязательный блок

Количество учеников

Задания

Отметки о выполнении

ученик

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный блок

 

Количество учеников

Задания

Отметки о выполнении

ученик

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист самооценки (Пашкова Г.И.) («1», «2», «3», «4», «5»)  Ученик _____________________

Дата _____________ Тема __________________________________________

 

Постановка цели

Знание теории

Умение делать (выполнять)

Ваш вклад в работу команды

Общение в группе

Примечание (что понравилось, вызвало затруднение, интерес)

 

 

 

 

 

 


Карта оценки устного ответа (Дощинский Р.А.)

                                  Имя

Критерии

Самооценка

                Имя

Оценка товарища

Оценка учителя

Правильность

 

 

 

Полнота

 

 

 

Композиция (построение ответа)

 

 

 

Речь (правильность)

 

 

 

Применение знаний

 

 

 

 


Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке (Пашкова Г.И.)

 

№ п/п

Отметьте (+ или -) то выражение, которое соответствует вашему состоянию

Присутствовали на уроке

«+»

«-»

Затруднились ответить

1

Своей работой на уроке в целом я доволен.

 

 

 

 

2

Своей работой в группе я доволен.

 

 

 

 

3

Для меня не было подходящего задания.

 

 

 

 

4

Урок мне показался коротким.

 

 

 

 

5

За урок я устал.

 

 

 

 

6

Мое настроение улучшилось.

 

 

 

 

7

Материал урока мне был интересен.

 

 

 

 

8

Материал урока мне был полезен

 

 

 

 

9

Сегодня на уроке мне было комфортно

 

 

 

 


Этапы организации работы в группе (Пашкова Г.И., БГУ)

 1. Четыре человека разной степени обученности.

2. Учитель объясняет новый материал. На этапе отработки или закрепления предлагает каждой группе выполнить одинаковые или разные задания с использованием дополнительного материала.

3. Ученики группы выполняют а) либо часть задания, а именно каждый ученик выполняет только отдельный фрагмент задания, б) либо выполняют задания по «вертушке», каждое последующее задание выполняется следующим учеником.

4. Каждый ученик объясняет вслух для всей группы либо выполненный фрагмент задания (его часть), либо выполненное задание («вертушка»). Группа контролирует выполнение учеником задания. Учитель организует на уроке обсуждение выполнения задания а) общее для класса, б) в группе.

5. Учитель проводит контроль уровня обученности в форме теста.

6. Каждый ученик выполняет тестирование вне группы.

7. Учитель оценивает результаты выполненных каждым учеником тестовых заданий. Объявляет оценки каждой группы.


25.10.2014

Сравнительная таблица традиционного и современного урока (Базарова Л.П.)

Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Типы учебных занятий (Базарова Л.П.)

1. Изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

2. Закрепления знаний и способов действий.

3. Комплексного применения знаний и способов действий.

4. Обобщения знаний и способов действий.

5. Проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.


Максимальный набор этапов урока (Базарова Л.П.)

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

4. Этап изучения новых знаний.

5. Этап первичной проверки правильности понимания нового материала.

6. Этап закрепления знаний и способов действий.

7. Этап применения знаний и способов действий.

8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий.

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

10.Этап коррекции знаний и способов действий.

11. Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению.

12. Этап подведения итогов учебного занятия.

13. Этап рефлексии.


Требования к учителю (Базарова Л.П.)

1. Четко и точно формулирует задания.

2. Не дает новые знания в готовом виде.

3. не повторяет задания два раза.

4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам.

5. Не повторяет того, что уже сказали ученики.

6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7. Стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

9. Задает четкие критерии самоконтроля и самооценки. 


Литература по данной теме

1. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011

2. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011

4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011

5. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. - М.: Просвещение, 2012


05.09.2014

Перечень результатов междисциплинарных учебных программ ООО (2010)

 

ФГОС ООО (2010)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (2011)

Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли (2010)

1. «Формирование универсальных учебных действий»

 

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее  многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение гуманис­тических, демократических и традиционных ценностей многона­ционального российского общества; воспитание чувства ответ­ственности и долга перед Родиной;

2)   формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профес­сий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3)        формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, ду­ховное многообразие современного мира;

4)        формирование осознанного, уважительного и доброжела­тельного отношения к другому человеку, его мнению, миро­воззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто­рии, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)        развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, фор­мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по­ступкам;

7)        формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, об­щественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)   формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оце­ночной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)  осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и забот­ливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художест­венного наследия народов России и мира, творческой деятель­ности эстетического характера.

 

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

    историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенно­стях, знание основных исторических событий развития госу­дарственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

    образ социально-политического устройства представ­ление о государственной организации России, знание государ­ственной символики (герб, флаг, гимн), знание государствен­ных праздников;

    знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом простран­стве государственно-общественных отношений;

    знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о паро­дах и этнических группах России;

    освоение общекультурного наследия России и общеми­рового культурного наследия;

    ориентация в системе моральных норм и цеп нос гей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

    основы социально-критического мышления, ориента­ция в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политиче­скими событиями;

    экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового обра­за жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведе­ния в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

    гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гор­дости за свою страну;    •

    уважение к истории, культурным и историческим памят­никам;

    эмоционально положительное принятие своей этниче­ской идентичности;

    уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправно­му сотрудничеству;

    уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель­ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

    уважение к ценностям семьи, любовь к природе, при­знание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

    потребность в самовыражении и самореализации, соци­альном признании;

    позитивная моральная самооценка и моральные чувст­ва — чувство гордости при следовании моральным нормам, пе­реживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

    готовность и способность к участию в школьном само­управлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных обществен­ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

    готовность и способность к выполнению норм и требо­ваний школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

    умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно раз­решать конфликты;

    готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

    потребность в участии в общественной жизни ближайше­го социального окружения, общественно полезной деятельности;

    умение строить жизненные планы с учётом конкретных со­циально-исторических, политических и экономических условий;

    устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

•  готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:

    выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации и интереса к учению;

    готовности к самообразованию и самовоспитанию;

    адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

    компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, спо­собности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направлен­ных на помощь и обеспечение благополучия.

 

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)        умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных за­дач;

3)        умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)        умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

5)        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

6)        умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

7)        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

8)        смысловое чтение;

9)        умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)     умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей дея­тельности; владение устной и письменной речью, монологичес­кой контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12)     формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, со­циальной практике и профессиональной ориентации.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    целеполаганию, включая постановку новых целей, пре­образование практической задачи в познавательную;

    самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

    планировать пути достижения целей;

    устанавливать целевые приоритеты;

    уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

    принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

    осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    адекватно самостоятельно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

    основам прогнозирования как предвидения будущих со­бытий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

    самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

    построению жизненных планов во временной перспек­тиве;

    при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

    выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

    основам саморегуляции в учебной и познавательной де­ятельности в форме осознанного управления своим поведе­нием и деятельностью, направленной на достижение по­ставленных целей;

    осуществлять познавательную рефлексию в отноше­нии действий по решению учебных и познавательных задач;

    адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресур­сов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самосто­ятельной деятельности;

    основам саморегуляции эмоциональных состояний;

    прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

    целеполагание,

    планирование,

    составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование,

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция;

    оценка.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию, аргу­ментировать и координировать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной де­ятельности;

    устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

    аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаи­вать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

    задавать вопросы, необходимые для организации собст­венной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотруд­ничестве необходимую взаимопомощь;

    адекватно использовать речь для планирования и регуля­ции своей деятельности;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письмен­ной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

    организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участ­ников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

    осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

    работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной ко­операции; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    основам коммуникативной рефлексии;

    использовать адекватные языковые средства для отобра­жения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

    отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализирован­ной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

•  учитывать и координировать отличные от собствен­ной позиции других людей, в сотрудничестве;

•         учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•         понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения ин­тересов;

•          брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

•          оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

    осуществлять коммуникативную рефлексию как осо­знание оснований собственных действий и действий парт­нёра;

    в процессе коммуникации достаточно точно, последо­вательно и полно передавать партнёру необходимую инфор­мацию как ориентир для построения действия;

    вступать в диалог, а также участвовать в кол­лективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма­тическими и синтаксическими нормами родного языка;

    следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважитель­ного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адек­ватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

    устраивать эффективные групповые обсуждения и обес­печивать обмен знаниями между членами группы для приня­тия эффективных совместных решений;

    в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собст­венную энергию для достижения этих целей.

Коммуникативные универсальные действия обеспечива­ют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра но общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но  взаимодействовать и  сотрудничать со  сверстниками  и взрослыми.    Соответственно   в   состав   коммуникативных действий  входят:

    планирование учебного сотрудничества с учителем  и  сверстниками  —  определение  цели,  функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением    партнёра    —    контроль,    коррекция,    оценка действий партнёра;

    умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    основам реализации проектно-исследовательской дея­тельности;

    проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

    осуществлять расширенный поиск информации с ис­пользованием ресурсов библиотек и Интернета;


    создавать и преобразовывать модели и схемы для реше­ния задач;

    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    давать определение понятиям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений, ограничение понятия;

    обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от поня­тия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

    осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

    строить классификацию на основе дихотомического де­ления (на основе отрицания);

    строить логическое рассуждение, включающее установ­ление причинно-следственных связей;

    объяснять явления, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе исследования;

    основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

    структурировать тексты, включая умение выделять глав­ное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать по­следовательность описываемых событий;

    работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построен­ные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

    основам рефлексивного чтения;

    ставить проблему, аргументировать её актуальность;

    самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

    выдвигать гипотезы о связях и закономерностях собы­тий, процессов, объектов;

    организовывать исследование с целью проверки гипо­тез;

    делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические  и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации;

    применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

    умение структурировать знания;

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия;

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

    извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

    определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

    понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    подведение под понятия, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей;

    построение логической цепи рассуждений, доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

 

3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

 

 

Выпускник научится:

    планировать и выполнять учебное исследование и учеб­ный проект, используя оборудование, модели, методы и при­ёмы, адекватные исследуемой проблеме;

    выбирать и использовать методы, релевантные рассма­триваемой проблеме;

    распознавать и ставить вопросы, ответы на которые мо­гут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

    использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказатель­ство от противного, доказательство по аналогии, опроверже­ние, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

    использовать такие естественно-научные методы и при­ёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хо­рошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установ­ление границ применимости модели/теории;

    использовать некоторые методы получения знаний, ха­рактерные для социальных и исторических наук: постанов­ка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

    ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, ис­пользовать языковые средства, адекватные обсуждаемой про­блеме;

    отличать факты от суждений, мнений и оценок, критиче­ски относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструи­ровать их основания;

    видеть и комментировать связь научного знания и цен­ностных установок, моральных суждений при получении, рас­пространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

    самостоятельно задумывать, планировать и выпол­нять учебное исследование, учебный и социальный проект;

    использовать догадку, озарение, интуицию;

    использовать такие математические методы и при­ёмы, как перебор логических возможностей, математиче­ское моделирование;

    использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фак­тами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкети­рование, моделирование, поиск исторических образцов;

    использовать некоторые приёмы художественного по­знания мира: целостное отображение мира, образность, ху­дожественный вымысел, органическое единство общего, осо­бенного (типичного) и единичного, оригинальность;

    целенаправленно и осознанно развивать свои коммуни­кативные способности, осваивать новые я пиковые средства;

    осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

 

 

Компоненты исследовательских действий

Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных развивающих программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, а именно:

    постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;

Умение видеть проблему.

Умение ставить вопросы.

Умение выдвигать гипотезы.

Умение структурировать тексты.

Умение работать с метафорами.

Умение давать определение понятиям.

 

    выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и рас­крытие замысла исследования;

    планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;

Выделение материала, который будет использован в исследовании.

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).

Вопросы, предлагаемые для обсуждения.

 

    поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией ре­зультатов;

Умение наблюдать.

Умения и навыки проведения экспериментов.

Умение делать выводы и умозаключения (выделяется три вида умозаключений: индуктивное – от частного к общему; дедуктивное – предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления; умозаключение по аналогии – требует сформированности умения выделять признаки).

Организация наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.

Умение классифицировать – распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления; правила классификации: члены деления должны быть непересекающимися, деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию, деление должно быть соразмерным (объемы должны совпадать), в основании деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.

Использование разных источников информации.

Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

 

    представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью со­отнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;

Умение структурировать материал.

Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите – подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты.

 

    обсуждение и оценка полученных результатов и приме­нение их к новым ситуациям.

 

4. «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (2011)

 

Работа с текстом: поиск информации и понимание про­читанного

Выпускник научится:

•  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  выбирать из текста или придумать заголовок, соответст­вующий содержанию и общему смыслу текста;

  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  сопоставлять основные текстовые и внетекстовые ком­поненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или та­блицы и т.д.;

 

    находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, уста­навливать, являются ли они тождественными или синонимиче­скими, находить необходимую единицу информации в тексте);

    решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  определять назначение разных видов текстов;

  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  различать темы и подтемы специального текста;

  выделять главную и избыточную информацию;

  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  формировать на основе текста систему аргументов (до­водов) для обоснования определённой позиции;

  понимать душевное состояние персонажей текста, сопе­реживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

•  анализировать изменения своего эмоционального со­стояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация ин­формации

Выпускник научится:

    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописа­ния; использовать в тексте таблицы, изображения;

    преобразовывать текст, используя новые формы пред­ставления информации: формулы, графики, диаграммы, та­блицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    интерпретировать текст:

  сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдви­нутых тезисов;

  делать выводы из сформулированных посылок;

  выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

•  выявлять имплицитную информацию текста на осно­ве сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

•  откликаться на содержание текста:

  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со зна­ниями из других источников;

  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  находить доводы в защиту своей точки зрения;

•  откликаться на форму текста: оценивать не только содер­жание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его ис­полнения;

    на основе имеющихся знаний, жизненного опыта под­вергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

    в процессе работы с одним или несколькими источника­ми выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликт­ную информацию;

    использовать полученный опыт восприятия информаци­онных объектов для обогащения чувственного опыта, выска­зывать оценочные суждения и свою точку зрения о получен­ном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

    критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой инфор­мации; определять достоверную информацию в случае нали­чия противоречивой или конфликтной ситуации.

 


10.08.2014

Междисциплинарная учебная программа «Формирование универсальных учебных действий»


Междисциплинарная учебная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»


Download
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
ФГОС Концепция ДНРиВЛГР.pdf
Adobe Acrobat Document 343.5 KB

Download
Фундаментальное ядро содержания общего образования
ФГОС Фундаментальное ядро содержания общ
Adobe Acrobat Document 411.9 KB

Литература по данной теме

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010

4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010

5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010