06.12.2014
Учитель словесности. Ясинская Светлана Георгиевна
Инновационные технологии
Издательство "Баласс". Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/buy/balass/, в меню "скачать" - научно-методические сборники ОС "Школа 2100".
Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе (с. 164-283). Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Вып. 9. - М.: Баласс, 2011
Литература по данной теме
1. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Еремина. - М.: Просвещение, 2013
2. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. - М.: Просвещение, 2011
3. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. - М.: Просвещение, 2013
4. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова. - М.: Просвещение, 2012
5. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2013
29.11.2014
Правила работы (Пашкова Г.И., БГУ)
1. Я работаю молча, при необходимости разговариваю только шёпотом.
2. Я никогда не мешаю другим, проходя по кабинету.
3. Если у меня появились вопросы, я обсуждаю их с учеником, который оказывает помощь в работе над этим планом. Только в том случае, если он не может мне помочь, я обращаюсь к учителю.
4. Письменные задания я выполняю на своем месте.
5. Для занятий в парах или группах мы ищем место, где можем расположиться.
6. Я довожу работу до конца.
7. Только выполненные задания я показываю учителю или ученику, который осуществляет контроль.
8. Все необходимые для работы материалы я возвращаю на место.
9. Я аккуратно сохраняю рабочий план в своей папке.
!
Знак запрета для выхода из кабинета по уважительной причине во время урока, если один из учеников уже вышел. (Пашкова Г.И.)
Ручка с зеленым стержнем для взаимопроверки (Дощинский Р. А.)
Технология оценивания образовательных достижений учащихся (ОС "Школа 2100")
1. Вспомните, какое у вас было задание.
2. Определите, выполнено ли оно.
3. Проверьте правильность решения по эталону.
4. Поставьте себе отметку.
Лист учета работы ученика на уроке (Пашкова Г.И., БГУ)
Дата ____________ ФИ ___________________ Класс ______________
Тема _______________________________________________________
Обязательный блок
Количество учеников |
Задания |
Отметки о выполнении |
|
ученик |
учитель |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительный блок
Количество учеников |
Задания |
Отметки о выполнении |
|
ученик |
учитель |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки (Пашкова Г.И.) («1», «2», «3», «4», «5») Ученик _____________________
Дата _____________ Тема __________________________________________
Постановка цели |
Знание теории |
Умение делать (выполнять) |
Ваш вклад в работу команды |
Общение в группе |
Примечание (что понравилось, вызвало затруднение, интерес) |
|
|
|
|
|
|
Карта оценки устного ответа (Дощинский Р.А.)
Имя Критерии |
Самооценка |
Имя Оценка товарища |
Оценка учителя |
Правильность |
|
|
|
Полнота |
|
|
|
Композиция (построение ответа) |
|
|
|
Речь (правильность) |
|
|
|
Применение знаний |
|
|
|
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке (Пашкова Г.И.)
№ п/п |
Отметьте (+ или -) то выражение, которое соответствует вашему состоянию |
Присутствовали на уроке |
«+» |
«-» |
Затруднились ответить |
1 |
Своей работой на уроке в целом я доволен. |
|
|
|
|
2 |
Своей работой в группе я доволен. |
|
|
|
|
3 |
Для меня не было подходящего задания. |
|
|
|
|
4 |
Урок мне показался коротким. |
|
|
|
|
5 |
За урок я устал. |
|
|
|
|
6 |
Мое настроение улучшилось. |
|
|
|
|
7 |
Материал урока мне был интересен. |
|
|
|
|
8 |
Материал урока мне был полезен |
|
|
|
|
9 |
Сегодня на уроке мне было комфортно |
|
|
|
|
Этапы организации работы в группе (Пашкова Г.И., БГУ)
1. Четыре человека разной степени обученности.
2. Учитель объясняет новый материал. На этапе отработки или закрепления предлагает каждой группе выполнить одинаковые или разные задания с использованием дополнительного материала.
3. Ученики группы выполняют а) либо часть задания, а именно каждый ученик выполняет только отдельный фрагмент задания, б) либо выполняют задания по «вертушке», каждое последующее задание выполняется следующим учеником.
4. Каждый ученик объясняет вслух для всей группы либо выполненный фрагмент задания (его часть), либо выполненное задание («вертушка»). Группа контролирует выполнение учеником задания. Учитель организует на уроке обсуждение выполнения задания а) общее для класса, б) в группе.
5. Учитель проводит контроль уровня обученности в форме теста.
6. Каждый ученик выполняет тестирование вне группы.
7. Учитель оценивает результаты выполненных каждым учеником тестовых заданий. Объявляет оценки каждой группы.
25.10.2014
Сравнительная таблица традиционного и современного урока (Базарова Л.П.)
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок современного типа
|
Объявление темы
урока
|
Учитель сообщает учащимся
|
Формулируют сами учащиеся
|
Сообщение целей
и задач
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся,
чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив
границы знания и незнания
|
Планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу
они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов
достижения намеченной цели
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учителя учащиеся
выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся осуществляют учебные действия
по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
|
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за
выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль
(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
|
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам
выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию самостоятельно
|
Оценивание учащихся
|
Учитель осуществляет оценивание учащихся
за работу на уроке
|
Учащиеся дают оценку деятельности по её
результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у учащихся, что они
запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует (чаще –
задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
Типы учебных занятий (Базарова Л.П.)
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
2. Закрепления знаний и способов действий.
3. Комплексного применения знаний и способов действий.
4. Обобщения знаний и способов действий.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Максимальный набор этапов урока (Базарова Л.П.)
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
4. Этап изучения новых знаний.
5. Этап первичной проверки правильности понимания нового материала.
6. Этап закрепления знаний и способов действий.
7. Этап применения знаний и способов действий.
8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
10.Этап коррекции знаний и способов действий.
11. Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению.
12. Этап подведения итогов учебного занятия.
13. Этап рефлексии.
Требования к учителю (Базарова Л.П.)
1. Четко и точно формулирует задания.
2. Не дает новые знания в готовом виде.
3. не повторяет задания два раза.
4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам.
5. Не повторяет того, что уже сказали ученики.
6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7. Стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
9. Задает четкие критерии самоконтроля и самооценки.
Литература по данной теме
1. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011
2. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012
3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011
4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011
5. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. - М.: Просвещение, 2012
05.09.2014
Перечень результатов междисциплинарных учебных программ ООО (2010)
|
ФГОС ООО (2010) |
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (2011) |
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли (2010) |
1. «Формирование универсальных учебных действий» |
|||
|
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
|
Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; • образ социально-политического устройства представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о пародах и этнических группах России; • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; • ориентация в системе моральных норм и цеп нос гей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования. • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. |
|
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
|
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: • целеполагание, • планирование, • составление плана и последовательности действий; • прогнозирование, • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция; • оценка. |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра но общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); • умение структурировать знания; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия; • контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятия, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей; • построение логической цепи рассуждений, доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
|
|||
3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» |
|||
|
|
Выпускник научится: • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые я пиковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
|
Компоненты исследовательских действий Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных развивающих программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, а именно: • постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; Умение видеть проблему. Умение ставить вопросы. Умение выдвигать гипотезы. Умение структурировать тексты. Умение работать с метафорами. Умение давать определение понятиям.
• выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; • планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; Выделение материала, который будет использован в исследовании. Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). Вопросы, предлагаемые для обсуждения.
• поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; Умение наблюдать. Умения и навыки проведения экспериментов. Умение делать выводы и умозаключения (выделяется три вида умозаключений: индуктивное – от частного к общему; дедуктивное – предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления; умозаключение по аналогии – требует сформированности умения выделять признаки). Организация наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Умение классифицировать – распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления; правила классификации: члены деления должны быть непересекающимися, деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию, деление должно быть соразмерным (объемы должны совпадать), в основании деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи. Использование разных источников информации. Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
• представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания; Умение структурировать материал. Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите – подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты.
• обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
|
4. «Основы смыслового чтения и работа с текстом» |
|||
|
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (2011)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
10.08.2014
Междисциплинарная учебная программа «Формирование универсальных учебных действий»
Междисциплинарная учебная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Литература по данной теме
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010
5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010